Графеновые частицы

Новости института 8 Июля 2021 134

Группа ученых ФТИ опубликовали статью в престижном научном журнале Colloid and Interface Science Communications. Темой их исследования стали графеновые частицы, которые являются востребованным направлением в промышленности.

Графен не случайно назван материалом будущего. Этот двумерный материал является объектом исследования практически всех областях науки и техники: наноэлектроника, материаловедение, теплоэнергетика, микробиология и т. д. Уникальность графена заключается в его строении – это моно атомный слой латеральные размеры которого могут достигать нескольких сотен микрометров. Наличие дефектов на поверхности графена, могут менять свойства на кардинально противоположные, например, проводник может превратиться в диэлектрик. Точечные дефекты, так называемые квантовые точки, на поверхности графена, позволяют наблюдать такое явление как фотолюминесценция. Так, например, вода в составе которой присутствует миллионная доля графеновых частиц, люминесцирует в голубой области спектра при воздействии ультрафиолета. Данное явление было обнаружено еще в 2010 году (B.D. Pan, J. Zhang, Z. Li, M. Wu, Hydrothermal route for cutting graphene sheets into blue-luminescent graphene quantum dots, Adv. Mater. 22 (2010) 734–738,
https://doi.org/10.1002/adma.200902825.). Многие исследования, направленные в данной области, показали, как зависит цвет (длинна волны) свечения графеновых наночастиц от рода и расположения квантовых точек.

Группой ученых, под руководством проф. Пахарукова Юрия Вавиловича, так же были проведены исследования по изучению фотолюминесценции графеновых квантовых точек. В ходе их исследования было замечено, что фотолюминесценция прекращается в случае, если в исследуемый объект попадают углеводороды. Данное явление (тушения фотолюминесценции), было обнаружено случайно: кювету с исследуемым объектом забыли отмыть, после предыдущего эксперимента. Это явление помимо фундаментальной имеет и практическое значение. Так если создать на поверхности графена квантовые точки, взаимодействующие с определенным классом органических соединений то эту технологию возможно применить при диагностировании химического состава жидкостей. Здесь открывается широкий пласт в исследовании биологических объектов, который еще предстоит изучить.

Более подробно можно ознакомиться со статьей по ссылке: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2215038221000716