Недосыпа бояться – на учебу не ходить

Недосыпа бояться – на учебу не ходить

Новости института 2 Июня 2017 582
Каждое утро сотни студентов спешат попасть на учебу, кто-то пешком, кто-то на автобусе, кто-то на машине. А знаете почему сотни? Потому что есть другие сотни, измученные от недосыпания и пытающиеся найти утешение в полуторачасовом сне вместо первой пары. Давайте попробуем разобраться, почему же мы никак не можем выспаться. Кто в этом виноват и можно ли это исправить?

Влияние изнутри

Первой и наиболее явной причиной может стать режим дня студента, ведь кто из нас не засиживался допоздна в попытках выполнить домашнюю работу если не идеально, то хотя бы неплохо?! Ну хорошо, немногие. Большинство, пожалуй, никак не нарадуются самостоятельной жизни и зачастую устраивают какие-нибудь посиделки или вечеринки, а может быть просто гуляют или засматриваются фильмами или сериалами. Этот вариант не про вас? Тогда, вероятнее всего, вторая причина больше подойдет.

Переутомление. Что заботит студента так же сильно, как размер стипендии? Конечно же количество дипломов, дебютов, фестивалей и студенческих весен в его портфолио. Подобные мероприятия уже давно стали ассоциироваться со студентами, так же, как и растворимый кофе. Но чем обоснована эта параллель? С юношеским максимализмом, не иначе. Многие студенты считают, что просто обязаны состоять во всех возможных объединениях своего университета. Кстати, администрация учебного заведения обычно только за, но где взять сил для всего этого? И возможно ли это вообще?

Рассмотрим еще одну причину недосыпания у молодежи. По данным National Health Foundation потребность во сне у подростков составляет от 8,5 до 9,25 часов. Кроме того, в юном возрасте в связи с очередной перестройкой биоритмов позже начинается и прекращается выработка гормона сна мелатонина, в результате чего подростки временно становятся «совами». В связи с этим они склонны позже засыпать, но вставать им все равно приходится рано утром. Это первая причина недосыпания у молодых по мнению доктора медицинских наук  Романа Бузунова.

Влияние извне

А вы никогда не думали о том, почему же нам вообще необходимо появляться на учебе так рано? С такой проблемой сталкиваются не только студенты, но и школьники. Вот какие преимущества я нашла в «сдвиге расписания»:
•    Многие представители молодого поколения с огромным трудом просыпаются в 7 часов, но гораздо легче в 8-9 часов, поэтому на первых уроках они не только «спят», но ещё и раздражены, что мешает любви к учёбе
•    Подъём в неудобное для организма время приводит к тому, что человек остаётся без завтрака (не из-за того, что не понимает, что завтракать надо, а потому что не может в себя «впихуть» еду — «желудок ещё спит»)
•    Утром традиционно час пик, пробки, все спешат, такси на всех не хватает и т.д., поэтому кажется разумным сдвинуть хотя бы всех родителей первоклассников на 1-2 часа (кстати, это снизило бы и количество болезней, получаемых детьми в тесноте утреннего общественного транспорта)
Ну хорошо, во многих семьях родители рано уходят на работу, поэтому должны «сдать» ребёнка в школу тоже рано. А если мы говорим только о студентах? Кажется, у многих такой режим вызывает только раздражение, ведь, как говорят мои одногруппники: «Мы вообще-то за это деньги платим!».  К счастью, руководители некоторых стран предлагают законопроекты, связанные с временнЫми сдвигами в образовании, так что, кажется, мы на верном пути!

Движущая сила

Помечтать о лучшем раскладе, конечно, неплохое занятие, но вернемся к нашей теме. Почему у большинства студентов одна мысль об универе вызывает дрожь? Кажется, я начинаю понимать. Выбор будущей профессии для 17-летнего ребенка – большой стресс и спасать его, как правило, берутся родители. Здесь уже кто во что горазд, некоторые пытаются осуществить свои несбывшиеся мечты, а кто-то пытается спрогнозировать востребованность профессий в будущем и исходя из этого выбирает специальность для чада. И каково после этого ездить четыре года (а то и пять лет) в место, где талантливейшего архитектора учат заниматься геологоразведкой? Будет ли этот человек заинтересован профессией? И появится ли у него мотивация в посещении института? Пожалуй, единственной движущей силой при таких обстоятельствах будет желание оправдать надежды близких, но не более. Поэтому очень важное внимание в таком вопросе стоит уделять заинтересованности в профессии.

Если вы в ней все же заинтересованы, то велика вероятность того, что ваши преподаватели так и не смогли вас заинтриговать и все пары кажутся вам подробным пересказом чего-то, что вы и так прекрасно знаете или не хотите знать. А давайте пофантазируем и составим портрет отличного преподавателя:
1. Часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы
Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон преподавательской деятельности. Хороший преподаватель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного. Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Тогда вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего преподавателя?
2. Все ученики в классе хорошего преподавателя — люди
Лишним будет напоминать, что он не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью и не троллит их. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор студентам, которые пытаются издеваться над ним самим.
3. Хороший педагог обладает чувством юмора
Нет, я не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к студентам. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.
4. Хороший преподаватель умеет передавать знания вместе с эмоциями
Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть он знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

Но помимо различных влияний на студента, многих из нас все же беспокоит – сможем ли мы как-то повлиять на происходящее? Сейчас или потом, это уже не важно. Ведь мы не особо представляем, что будет там – в будущем. И будет ли оно вообще?! Может глобальное потепление или третья мировая война и все мы обречены? Тогда смысла в учебе и ранних подъемах никакого нет. Ну это уже слишком философский вопрос, оставим его на будущее.

Самая длинная дорога начинается с первого шага

Разобрав несколько причин сонливости хочется отметить наиболее яркие гипотезы. Для начала разберемся с нашими психофизиологическими ощущениями. Засиживаетесь допоздна и не можете встать утром? Не засиживайтесь. Переутомляетесь? Не пытайтесь взвалить все на свои едва сформировавшиеся плечи, определитесь, что делает вас счастливым и сконцентрируйтесь на этом!

Что касается вашего отношения к обучению, тут все немного сложнее, но и здесь можно найти свои плюсы. Иногда самые занудные специальности открываются для людей в интереснейшем свете, может вы не под тем углом посмотрели? Если все это не для вас, и вы просто пытаетесь найти уверенность в завтрашнем дне, будьте уверены, будущее делаем мы сами. Пока вы лежите в теплой постельке с утра и обнуляете свои шансы на получение хоть какого-нибудь образования, очень талантливые боксеры, актеры и всякие остальные -ры выбиваются в политику и управляют нашим будущим (если вы понимаете, о чем я).

И вот, вам, напоследок несколько советов от меня, которые помогут удержаться на плаву хотя бы первое время перестроения режима дня:
•    Больше воды. Когда нам не хватает жидкости, начинается обезвоживание, из-за которого мы чувствуем усталость и потерю сил. Так что, если засыпаете на ходу, пейте больше воды. Но не кофе и сладких газировок, а именно простой питьевой прохладной воды.
•    Вдох-выдох. Проснуться и взбодриться поможет дыхание животом. Вдыхайте и выдыхайте через нос, «надувая» воздухом, а потом «сдувая» живот. Постепенно ускоряйте вдохи-выдохи и движения животом.
•    Умыться. С утра примите душ. Если сможете постоять под контрастным – вы герой. Если нет, то облейте холодной водой хотя бы ноги и руки. Ух! И сразу проснетесь. В течение дня можете несколько раз просто умываться холодной водой – это и разбудит, и цвет лица улучшит.
•    Сон Штирлица. Иногда спать хочется так сильно, что бороться с собой не получается. Ну и не боритесь. Найдите возможность и закройте глаза – хотя бы на 10-15 минут. Такой короткий отдых подарит вам много энергии!

Все же главным элементом в работе над собой будет сила, движущая вами, поэтому разберитесь, чего вы вообще хотите от этой жизни и тогда все пойдет как нельзя лучше и спать вы будете хотеть только по ночам.

Валерия Ручкина
Поделиться

рубрики новостей