Центр Устной истории


В 2015 г. на кафедре отечественной истории активно обсуждался вопрос об использовании метода устной истории в научно-исследовательской практике. В итоге было принято решение о развитии и популяризации данной методики. С 2016 г. К.А. Анкушева знакомит студентов направлений «История» и «Педагогическое образование с двумя профилями: история, иностранный язык» с её основными принципами. Таким образом, обучающиеся приобщаются к новому формату научного поиска, и параллельно на кафедре формируется база интервью. Надеемся, что это поможет нам выявить и грамотно зафиксировать новые исторические факты, мнения и суждения современников – участников тех или иных событий.

Ниже мы приводим отзывы нескольких студентов-историков, которые любезно поделились своими впечатлениями.

 

«Устная история, как научное направление, появилась сравнительно недавно. Однако, несмотря на это, она активно используется различными исследователями – от школьников до корифеев наук. Одним из распространенных методов устной истории является историческое интервью, помогающее получить информацию непосредственно от самого участника определенного исторического события. В ходе исследования, посвященного проблемам девятой пятилетки, мною был использован данный метод, что, в свою очередь, позволило мне подробней ознакомиться с отношением людей к изучаемому историческому событию. На мой взгляд, интервью, как метод устной истории, является одним из эффективных способов получения наиболее достоверной и объективной информации, что немаловажно при анализе и оценке тех или иных исторических процессов».

 Виктория Пырх, группа 12И152

 

«Для получения зачета по дисциплине «Архивоведение» каждому из нашей группы нужно было сделать обязательное задание, которое включало в себя интервью. Его нужно было брать, используя метод устной истории.
Я думал, что это будет не очень интересно, и, откровенно говоря, скучно. Но оказалось, что устная история – довольно интересный метод получения информации, и гораздо увлекательней спрашивать о событиях непосредственно человека, нежели читать о них в архивах. Ты напрямую связан со своим источником, от твоих действий (слов, вопросов) зависят ответы. Возникали трудности в плане составления вопросов: хотелось полностью «выжать» информацию из «источника», при этом не сильно загружая его. Я попрактиковался в довольно интересном научном методе, и в дальнейшем, не только по учебе, собираюсь им пользоваться».

 Куртов Иван, группа 12И151

 

 «В этом году мне впервые пришлось столкнуться с методом устной истории в учебной деятельности. До того, как приступить к практике, у меня об этом были довольно смутные представления, но они рассеялись в работе. В этой методике мне показалось особенно интересным то, что я могу поучаствовать в создании нового исторического источника, который в дальнейшем может оказаться полезным для кого-то другого. То есть, непосредственно, я сама участвую в сборе новой информации, а не заучиваю готовое, применяя на практике направленность именно исторического образования, что тоже немаловажно.

В ходе нашего учебного процесса метод устной истории был реализован в интервью. С помощью индивидуального сознания собеседника у нас появилась возможность исследовать прошлое. Для меня было чем-то новым –  работать с человеком как с источником, в моей практике такого еще не было, это будет хорошим опытом в дальнейшей научной работе».

 Евсеева Анастасия, группа 12И151