Мobilis in mobili

Мobilis in mobili

Новости института 30 Августа 2019 25

В рамках Областного августовского профессионально-общественного форума «Тюменское образование 2019» на площадке «Безопасная образовательная среда: актуальные проблемы и технологии успеха» для руководителей образовательных учреждений Тюменской области (200 человек) организовал беседу доцент кафедры психологии и педагогики детства Евгений Кукуев на тему: «Его величество Учитель или Мobilis in mobili».

Прежде всего, было актуализировано понимание смены моделей в современном мире: от SPOD-мира (steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой) и definite (определенный)) к VUCA-миру (volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность)). Поэтому важно понимать эти изменения и, как минимум, учитывать при организации образовательного процесса. В том числе, осознавая новые позиции субъектов образования, прежде всего – Учителя.

Для этого был проведен интерактивный анализ диалектики в жизни и диалектики в образовании: закономерности в эпоху открытости и неопределенности.

Особое внимание руководителей было привлечено к теме: Учитель: Сэнсэй или раб, ведущий ребенка? Обсудили роли и статусы педагога в образовательном учреждении и в социуме, значимость роли руководителя организации в прояснении и закреплении позиции учителя в школе.

Учитель всегда был и должен оставаться Сэнсэем, к которому (на которого) идут обучающиеся. Были приведены примеры Сократа, Пифагора, Аристотеля, Платона и современной ситуации, когда, например, в начальной школе родители ориентируются на конкретного учителя. Была актуализирована фраза К.Д.Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Основная дискуссия была организована по вопросу: Где поставить запятую: «Инициатива учителя: поощрять нельзя наказывать»!?

В рамках чего была проанализирована проблема проявления у педагогов выученной беспомощности (М. Селигман), обозначены переходы от «объектности» к «субъектности» в позиции учителя, показаны достижения «позитивной психологии» (М. Селигман, Д. Леонтьев) в формировании субъективного благополучия субъектов образовательного процесса.

Видеофрагмент речи С. Джобса о поддержке инициативности, непохожести и креативности подвел итог разговора.

Метафора встречи «Мobilis in mobili» - «подвижный в подвижной среде» еще раз аккумулировала результаты встречи: все участники образования должны быть субъектами, а значит «подвижными». Но для этого должна быть «подвижной» сама среда образовательного учреждения.

 

Поделиться

рубрики новостей