Международная научная конференция МЕЖДУ ЦИФРОВЫМ И АНАЛОГОВЫМ: онлайн-образование, исследования науки и техники, цифровое искусство
«Цифра» – термин, встречающиеся почти во всех сферах, определяющий множество процессов. В некотором смысле «диджи» даже играет роль префикса подобно «пост» и «нео». Цифровой стала экономика, цифра вошла в сферу услуг, цифра намекает на выделение особой области правового регулирования, цифра в каком-то смысле даже определила новый поворот в развитии искусства.

Вкладываем ли мы в этих словоупотреблениях один и тот же «цифровой» смысл? В этих сложностях интерпретации мы и хотим разобраться.

Подсказку нам даёт уже Лев Манович в книге «Язык новых медиа»: «Цифровая репрезентация – это слово-бумажник, зонтичный термин, результат словослияния, объединяющий три несвязанных феномена: дигитализацию как переход от аналоговых к цифровым медиа, репрезентационный цифровой код и буквально репрезентацию посредством цифрового кодирования».

Поэтому в фокусе перехода от аналогового к цифровому мы сосредотачиваемся сразу на нескольких аспектах:
  • на традициях литературоведения;
  • теории и практике игр;
  • методах и форматах образования;
  • развитии массмедиа и философской рефлексии.

Относится к серии конференций по цифрофой гуманитаристике «Цифровая эпоха». 
Первая конференция серии – «Насилие в цифровую эпоху».



Дата: 10-11 октября 2019 года 
Место: Институт социально-гуманитарных наук
Тюменского государственного университета (ул. Ленина, 23) 

Секция «Distant reading and close reading: корпусный анализ, антропология, социология и география литературы»


Сегодня вся система традиционного литературоведения начинает радикально трансформироваться. Современное литературоведение оказалось перед глобальным вызовом интеллектуального анализа данных. Непрекращающиеся дискуссии вокруг создания и анализа литературных корпусов и возможностей интерпретации поднимают проблему релевантности такого нового знания. Но уже очевидно, что учёт «великого непрочитанного» способен изменить «картографию мировой литературы» и представлении о развитии жанров, сюжетов и мотивов. 

Принципиально новую теоретическую модель предложил Ф. Моретти («дальнее чтение» / distant reading), опирающийся на теорию культурной эволюции, инструментарий цифровых гуманитарных наук (корпусный анализ), чтобы посмотреть на устройство поля литературы в целом как пласт культурной жизни, в социологической и антропологической перспективах.

На конференции предлагается, исходя из этой новой теоретической модели, восходящей к Ф. Моретти, осмыслить современную практику описания литературного текста, в сопоставлении с традиционными литературоведческими моделями.

Ключевыми проблемами будут:
  • проблема анализа поэтического корпуса методами digital humanities; 
  • географический подтекст русской литературы; 
  • проблема соотношения частных явлений (тропы, мотивы) и социальных, антропологических феноменов в литературе ХХ-ХХI вв.; 
  • новые формы коммуникации писателя и читателя в социальной сети; 
  • стратегии конвертации художественного текста в цифровой среде; 
  • новые форматы прочтения советской литературы.

Спикеры:

Александр Марков – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры кино и современного искусства РГГУ. Член диссертационных советов по теории литературы при МГУ имени М.В. Ломоносова и при Тверском государственном университете. Эксперт РАН. Член MLA; ASEEES; Association des Amis de Pontigny-Cerisy.
Область научных интересов: теория искусства, история понятий, история гуманитарных наук.
Автор около 200 научных статей, комментированных переводов, научно-популярных публикаций.

Кирилл Корчагин – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка В.В. Виноградова РАН
Научные интересы: лингвистическая поэтика, теория стиха. Участник ряда проектов по теоретической и прикладной лингвистике, один из создателей поэтического раздела «Национального корпуса русского языка», автор стиховедческих работ. 

Дмитрий Сичинава – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка В.В. Виноградова РАН.
Научные интересы: грамматическая типология, глагол, корпусная лингвистика, параллельные корпуса.
Один из инициаторов создания «Национального корпуса русского языка», участвует в его разработке с 2001 года.
Автор более 100 публикаций, в том числе монографии «Типология плюсквамперфекта» (М., АСТ-Пресс, 2013), статей в БРЭ, энциклопедии «Русский язык», научно-популярных публикаций. Перевел на русский язык ряд лингвистических монографий с французского и английского языков (А. Сеше, А. Фрея, Э. Даля).

Илона Киш – PhD, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета.
Область научных интересов: межкультурная коммуникация, сравнительное литературоведение, культурные связи между странами Центральной и Восточной Европы, коммуникативное и историческое пространство, десакрализация и деперсонализация пространства, историческая память, компаративистика, русско-венгерские связи, теория и практика художественного и научного перевода.
Защитила докторскую диссертацию по теме «Творчество М. Булгакова» в Будапештском университете им. Этвеша Лоранда в 2012 г. Автор монографии «Misztikus iro vagyok». Mihail Bulgakov kritikai eletrajza. Budapest, Osiris (to be published in 2015) [«Я – мистический писатель». Интеллектуальная биография Михаила Булгакова].
В 2003–2008 – директор Венгерского культурного центра в Москве, советник по культуре Венгрии в РФ. В 1995-2003 гг. – главный редактор журнала Beszélő ('Собеседник'), в которой была опубликована серия бесед с выдающимися деятелями современной русской литературы и культуры. С 1988 г. публиковала переводы русских мыслителей на венгерский язык (Н. Бердяев, П. Флоренский, Вл. Соловьёв, славянофилы и т. д.), была одним из основателей серии «Idea Russica» при издательстве Озирис, как эксперт по русской культуре сотрудничает с венгерскими издательствами «Европа», «Магвето», «Типотекс» и т. д. 
Публиковалась в журналах «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы» и др.

Секция «Новые медиа - вечные истории»


Мир изменился. Мы больше не делим медиа на новые и старые. Все медиа стали цифровыми. Это чувствует журналист, конкурируя с блогером, это чувствует обыватель, выкладывающий видео аварии и собирающий миллионы просмотров.

Аптеки, банки, музеи, госструктуры борются за наше внимание ежесекундно, создавая качественный и интересный контент – с новостями, историями, играми, полезными ссылками и лайфхаками. Чтобы прорваться через информационный шум и непрекращающийся поток информации медиа создают новые формы организации и презентации контента.

Цифровая среда с ее интерактивностью, геймификацией, мультимедийностью дает новые возможности средствам массовой информации, которые конкурируют в этой среде за внимание аудитории. Именно поэтому в современной журналистике большую роль играет сторителлинг – искусство рассказывания историй, нарратив реализованный разными мультимедийными средствами (мультимедийный) и разными медиа (трансмедийный).

Мы планируем обсудить вопросы:
  • Что происходит с вечной потребностью человека в рассказывании и слушании историй, когда эта потребность осуществляется в цифровой среде? 
  • Как меняется жизненный цикл истории, процессы ее репликации? 
  • Как новый сторителлинг меняет реальность вокруг нас? 
  • Где проходит граница между аналоговыми медиа и цифровыми, что их связывает, как меняет медийную природу человека этот переход?
Спикеры:

Анна Новикова – НИУ Высшая школа экономики, Департамент медиа, доктор культурологии, профессор, академический руководитель образовательных программ «Медиапроизводство в креативных индустриях», «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Профессиональные интересы: медиакоммуникации, массовая культура, антропология медиа, цифровая культура, телевизионные зрелища. 

Ольга Добровидова – научный и экологический журналист, редактор научного портала N+1 (nplus1.ru), редактор раздела об изменении климата «Переменная» Colta.ru. Ранее работала в РИА Новости (2010–14), ТАСС (2017–2018), внештатный автор GEO, Russia Beyond the Headlines, Nature и других изданий. Первый российский стипендиат программы Knight Science Journalism Fellowship в MIT (2014–15). Приглашенный преподаватель магистерской программы по научной коммуникации Университета ИТМО, вице-президент по научной журналистике Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН).

Иван Печищев – Пермский государственный научно-исследовательский университет, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, кандидат филологических наук, доцент. Разработчик (в составе группы) онлайн-проектов пермского общественного фонда культуры «Юрятин» (2004), разработчик и тренер дистанционного курса для преподавателей и медиатренеров «Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента» (2013).

Елена Арбатская – кандидат философских наук, редактор научных текстов интернет-издания «Memepedia.ru». Имеет профессиональные журналистские награды «Золотое перо» Тюменской прессы, грамоты Союза журналистов. Область научного интереса – новые медиа.

Секция «Online-образование: новые возможности и издержки цифровизации»


Ключевым трендом образовательной политики 2019 года в России становится онлайн образование – можно смело говорить о цифровой революции в нем. Использование электронных информационно-образовательных сред, онлайн-платформ, онлайн-курсов и других электронных образовательных ресурсов предполагает практически неограниченное количество моделей вовлечения в учебный процесс, обеспечивает широкие диалоговые возможности его участников.

Здесь организуется исследовательская, поисковая активность студентов, удаленное взаимодействие всех актантов образовательного пространства. И, зачастую, сориентироваться в новых технологиях, формах и средствах для эффективного решения педагогических задач, соблюдая при этом рамки нормативно-правового поля– само по себе становится сложной задачей.

Вопрос о том, каким образом будут внедряться цифровые технологии, это по большому счету вопрос выживания и будущего, так как от этого зависят рабочие места и само по себе существование региональной академии, вне филиалов вузов новаторов. То, как должна пройти реформа цифрового образования, для того, чтобы действительно решить несколько значимых проблем для образовательного цикла, а не создать ещё один институт с плохим дизайном, который лишь усугубит проблему колеи для российского рынка образования.

Как адаптироваться университету среднего размера в ситуации изменяющегося рынка и что произойдет с аналогичными вузами, выбирающими иные стратегии поведения?

Данный блок посвящен экономике и теории высшего образования в равной степени с цифровыми технологиями. В том числе большое внимание уделяется прикладным аспектам адаптации цифровых технологий в образовательный процесс, к которым относятся: объективные сложности создания и поддержки онлайн-курсов, формирование нормативной базы в системе Эо и ДОТ, дополнительного образования, соблюдение и защита авторских прав и пр.


Спикеры:

Дмитрий Аббакумов – руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ, PhD Лёвенского университета PhD program in Psychometrics and Online Learning.

Александр Карасик – директор Института технологий открытого образования УрФУ, Кандидат технических наук.

Сергей Тимкин – директор Института непрерывного и открытого образования Омского государственного университета, исполнительный директор Ассоциации ОмРЭУ, кандидат физико-математических наук.

Яков Сомов – генеральный директор просветительского проекта «Лекториум».

Александр Вилейкис – куратор Центра новой философии. Сфера научных интересов: современная философия, исследования в области высшего образования, темная экология.

Любовь Лешехва – начальник отдела технологий открытого образования ИДО ТюмГУ.

Светлана Шляпина – продюсер онлайн-курсов ИДО ТюмГУ, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики детства.

Сергей Григоришин – доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков.

Сергей Толстогузов – к.б.н, директор Института дистанционного образования ТюмГУ.

Полина Ханова – тьютор философского факультета МГУ, аспирант факультета социальных наук Университета Уорвика (Великобритания), переводчик, исследователь. Научные интересы: современная философия, темная экология, институциональная теория.

Максим Ни – специалист по учебно-методической работе центра качества организации учебного процесса Университета ИТМО, аспирант СПбГУ. Научные интересы: этнометодология, анализ категоризации членства, миграционные исследования, социальная теория.

Секция «Нормальность и нормативность: generation X, Y, Z»


Общая дигитализация разнообразных процессов смешала все сферы знания, сократила пространство и ускорила время. Смена поколений, систем разделения труда, расширение возможностей и областей политического, этического  и эстетического высказывания даёт новый виток смешению культур, знаний и практик.

Это разговор о настоящем, в котором нет критериев нормального - поведения, действия, образа мысли. В то же время остаются стратегии морального и правового суждения.

Между традициями таких суждений и формирующимися поведенческими нормами есть разрыв и в то же время вызов для междисциплинарного обобщения.


Спикеры:

Брайер Томас Эндрю – профессор Университет Центральной Флориды;

Владимир Богомяков – профессор кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета

Секция «Жизнь в формате “цифры” и эстетическая значимость объектов»


Современное искусство перешагнуло все мыслимые границы, и сегодня мы всё чаще можем оказаться перед соблазном сказать “Я так тоже могу” в отношении художественного произведения.

Эстетически значимые объекты перемешались с эстетически незначительными, и границу проводить всё труднее. Экспозиции природного размыли предел между естественным и искусственным.  Цифровые двойники, цифровые технологии актуализировали вопросы о статусе копии и критериях аутентичности, а дизайнерский захват областей упростил представление об эстетическом.

В условиях смешения культурного и повседневного, культурного и природного переход от аналогового к цифровому может означать как архивирование, сохранение и доступность всего художественного наследия, так и утрату им эстетической ценности. Это вызов для философов, культурологов, медиатеоретиков, юристов и социологов - повод для общегуманитарной рефлексии.


Спикеры:

Оксана Тимофеева – старший научный сотрудник Института философии РАН:

Марина Чистякова – профессор философии Тюменского государственного университета

Секция «Game studies»


Современные видеоигры открывают в себе отдельное пространство, существующее по своим законам, более того, вторгающееся в аналоговый мир. Начиная от изменения юридических норм Second Life, заканчивая созданием международных отношений внутри EVE Online.

Таким образом, игры не только создают герметичную среду, внутри которой воспроизводятся определенные практики, устанавливаются нормы, законы и правила, но более того – эта среда начинает влиять на аналоговый мир.

Это не только практики транслирования каких-либо юридических или моральных норм, где игра является просто отдельным кейсом, как это бывает в случае онлайн-казино и лутбоксов или продуцирования вечного конфликта о том, делают ли видеоигры людей более жестокими, но и трансформация аналогового пространства как такового. Игровые модели используются реальными архитекторами для постройки зданий и планировки городов, Simcity нагляднее всего показывает способность реальности давать отпор, Civilization создает массовые представления об истории или природе. Сейчас видеоигры стали намного большим, чем просто увлечением, они меняют повседневную реальность аналоговых пользователей, даже если те не вовлечены в сами игровые практики.

Вопросом данной секции является транзитное пространство, серая зона, между игровым и реальным, то неопределенное, что делает возможным сосуществование двух миров.

Спикеры: 

Кирилл Мартынов – доцент Школы философии Высшей школы экономики. Научные интересы: новые медиа, теория национализма, философия сознания, политическая философия.

Оксана Мороз – кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, доцент факультета УСКП МВШСЭН, Director of Studies научного бюро цифровых гуманитарных исследований «CultLook». Сфера интересов: Digital Studies, Media studies, Trauma Studies, Memory Studies, политическая философия, теория и история русской культуры новейшего времени, дискурс насилия, язык вражды, феномены нормы и нормализации в культуре, медиаполитика, современные перформативные практики, языки новых медиа, феномен медиаконфликта.

Алексей Салин – кандидат философских наук, тьютор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, сотрудник Московского центра исследований видеоигр. Сфера научных интересов: Game studies.

Александр Ветушинский – младший научный сотрудник кафедры онтологии и теории познания Философского факультета МГУ. Сфера научных интересов: современные материалистические онтологии, история материализма, спекулятивный реализм и материализм, объектно-ориентированная философия, исследования видеоигр, исследования цифровой культуры, теория медиа.

Секция «Социальные исследования VR»


VR – технологии гибридной реальности – исследовательское поле на пересечении социологии, этнометодологии, STS и UX анализа. Совмещая в себе методы технических и социальных наук, изучение смешанной реальности позволяет фиксировать сложные феномены производства правил в нестабильных ситуациях смещения между физическим и виртуальным. Человеческие тела одновременно присутствуют и не присутствуют во взаимодействии наравне с машинами и производными артефактами виртуального пространства. Проблематичным становится уже само по себе производство практик, создание устойчивых связей и коллабораций. Социальная реальность повседневной жизни видоизменяется, а вместе с ней и такие категории, как правила, отношения, манипуляции изменяют свои опривыченные значения, столкнувшись с интервенцией технологического характера.

Данный исследовательский блок посвящен практическому изучению VR технологий и их отношений внутри социального пространства. 

Спикеры:

Мария Ерофеева – старший научный сотрудник ЦСИ ИПЭИ РАНХиГС. Научные интересы: социологическая теория, социология повседневности, фрейм-анализ, акторно-сетевая теория

Нильс Кловайт – преподаватель МВШСЭН. В 2013 г. получил степень BA in Philosophy and Politics Университета Йорка (Великобритания). В 2014 г. получил степень MA in Sociology Университета Манчестера. С 2015 г. работает научным сотрудником Международного центра современной социологической теории МВШСЭН, с 2017 г. преподает на Философско-социологическом факультете РАНХиГС. В данный момент занимается исследованиями в области изучения взаимодействия человека и компьютера (human-computer interaction) и опосредованной коммуникации. Пишет кандидатскую диссертацию на тему «Конверсационный анализ структур технологически опосредованного взаимодействия (на примере коммуникации с автономными диалоговыми системами)».

Ян Красни – научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории культурных трендов Тюменского государственного университета. Получил степень PhD в области немецкого языка и медиа в Констанцском университете (Германия), степени бакалавра  и магистра в области германской филологии в Белградском университете (Сербия).  Занимался преподавательской деятельностью в Германии (в Лейпцигском университете и в Свободном университете Берлина), Сербии (в Белградском университете) и Боснии (в Университете в Восточном Сараево). Интересы  лежат в сфере теории дискурса, дискурса медиа и диспозитивного анализа.

Степан Козлов – сотрудник МВШСЭН. Философ, специалист по теории медиа и исследованиям цифрового кода.

Секция «Диджитализация теории искусства: пределы и возможности» (студенческая)


Цифровая экономика, цифровое право, цифровая гуманитаристика – повестка не только осуждений, но и реальных изменений. И обсуждения, в том числе и исследовательские, всё чаще занимают догоняющую позицию.

Дискуссия по поводу возможностей диджитализации в науке: от новых методов и результатов до новых объектов исследования послужит хорошим введением в современные научные тренды для студента.

Экспозиция «Цифровые двойники»


В ходе экспозиции будет представлена концепция интеграции «цифровых двойников» профильных технологических процессов учебных специальностей в образовательную среду, поскольку в настоящее время не изучается, насколько эффективно с образовательной точки зрения обучающимся воспринимается «цифровой двойник» технологического процесса.

Данная экспозиция демонстрирует, с одной стороны, решение проблемы закупки дорогостоящего учебного оборудования для приобретения обучающимися профессиональных компетенций (оборудование будет заменено «цифровым двойником»), с другой стороны, проблему разработки и проверки эффективности применения «цифровых двойников» в образовательном процессе.

Общий посыл экспозиции наглядно раскрывает сущность применения «цифровых двойников» в образовательном процессе и возможность замены ими материального учебного оборудования, а также определяет необходимые инфраструктурные условия для реализации их эффективной интеграции.

Экспозиция будет представлена стендом виртуальной реальности, на котором можно осуществить взаимодействие с «цифровым двойником».

Спикер:

Алексей Петров, заместитель директора ООО «Роботерра» (г. Тюмень)

Организационный комитет:

  • Игорь Чубаров, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета (председатель)
  • Алексей Павловский, доцент кафедры философии Тюменского государственного университета (заместитель председателя)
  • Юлия Бидуля, доцент кафедры информационных систем Тюменского государственного университета
  • Александр Вилейкис, куратор Центра новой философии
  • Сергей Григоришин, доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков Тюменского государственного университета
  • Елена Дружинина, советник ректора Тюменского государственного университета
  • Ксения Иванова, доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета
  • Александр Медведев, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета
  • Наталья Милованова, проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования
  • Ольга Петрова, заведующая кафедрой журналистики Тюменского государственного университета 
  • Ирина Пупышева, доцент кафедры философии Тюменского государственного университета
  • Светлана Шляпина, продюсер онлайн-курсов отдела технологий открытого образования Тюменского государственного университета

Программный комитет: 

  • Лев Манович (США), профессор компьютерных наук (Computer Science) Городского университета Нью-Йорка (председатель)
  • Илона Киш (Венгрия), доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета (заместитель председателя)
  • Петар Боянич (Сербия), директор Института философии и социальной теории (Белград)
  • Эндрю Кальп (США), профессор Факультета эстетики и политики Калифорнийского института искусств
  • Кирилл Корчагин, старший научный сотрудник Отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН
  • Ян Красни (Сербия), научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории культурных трендов Тюменского государственного университета
  • Александр Марков, профессор кафедры кино и современного искусства Российского государственного гуманитарного университета 
  • Оксана Тимофеева, доцент Факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге
  • Сергей Толстогузов, директор Института дистанционного образования Тюменского государственного университета
  • Дилан Тригг (Австрия), профессор Института философии Университета Вены
  • Маурицио Феррарис (Италия), профессор Департамента философии Университета Турина
  • Лада Шиповалова, заведующая кафедрой философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета

Организаторы:

  • ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»
  • Центр новой философии


Партнеры: