«Выпускники-кентавры»: как искусственный интеллект проникает в вузы

Недавно в Тюменском госуниверситете состоялся первый форум «ИИ в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов» . О подробностях форума и наиболее дискуссионных проблемах, которые на нем обсуждались, рассказал в интервью РИА Новости ректор ТюмГУ Иван Романчук.


«Выпускники-кентавры»: как искусственный интеллект проникает в вузы
«Выпускники-кентавры»: как искусственный интеллект проникает в вузы

– Не кажется ли вам, что в настоящее время в вузах нет никакого порядка в плане использования ИИ в учебном процессе?

– Нет, мне так не кажется. Искусственный интеллект значительно меняет учебный процесс. Университеты постепенно, порой осторожно, по мере возможностей внедряют инструменты ИИ в свои учебные процессы. Мы находимся в едином образовательном пространстве, видим происходящие изменения и реагируем на них.

Этим нарастающим изменениям и был посвящен первый форум «ИИ в высшем образовании», который мы организовали совместно с Центром трансформации образования МШУ Сколково. В нем приняли участие представители ведущих вузов страны и профильных компаний. По итогам форума был подписан меморандум.

Многие из выступающих подчеркнули, что такой серьезный инструмент, как ИИ, будет влиять на все типы компетенций; а также то, что новые технологии позволят убрать все алгоритмизируемое из преподавательских функций.

Я уверен, что ИИ открывает беспрецедентные возможности в повышении эффективности управления образовательной деятельностью.

– Какие границы здесь должны быть очерчены: где можно применять ИИ, а где – категорически нельзя? На ваш взгляд, какой спектр образовательных задач можно и нужно делегировать искусственному интеллекту?

– Это важные вопросы, которые необходимо решать профессиональным сообществом. Опыт точечного и направленного применения ИИ в образовательном процессе в нескольких учебных подразделениях нашего университета показал, что он помогает экономить время, дает возможность быстро генерировать контент, повышает вовлеченность студентов.

ИИ уже сегодня успешно делегируют планирование образовательных программ и проверку домашних заданий.

– Как вы относитесь к идее полного запрета использования ИИ в аспирантуре, ведь, согласитесь, что ИИ притупляет исследовательские навыки, которыми априори должны обладать молодые ученые?

– На мой взгляд, полный запрет излишен. С помощью ИИ молодые ученые могут быстрее находить необходимую научную информацию, разыскивать узкоспециализированные разработки и контакты коллег из других регионов и стран. Молодые исследователи хорошо видят возможности, которые предоставляет ИИ.

Однако масштабное внедрение ИИ в исследовательскую деятельность – непростой процесс. Он требует непрерывной разработки и экспериментальной апробации каждых инновационных решений. Желательно, что чтобы аспиранты и молодые ученые принимали непосредственное участие в этом процессе.

– Весной этого года вы официально разрешили студентам использовать ИИ в подготовке выпускных квалификационных работ, чем наделали немало шума среди профессионального сообщества. Поделитесь своими первыми наблюдениями.

– На этом этапе мы выставили совершенно прозрачные и понятные ограничения. Студенты не успели вздохнуть с облегчением: они увидели, что упорядочивание использования ИИ требует от них дополнительных интеллектуальных усилий.

– Как вы оцениваете систему «Антиплагиат»? Существуют ли какие-то альтернативные системы?

– «Антиплагиат» учится все более эффективно распознавать сгенерированные тексты, маркируя их как подозрительные. В свою очередь, неумелое и примитивное использование ИИ выдает в работах неуместную конкретность, текстовые галлюцинации, неперсонализированность.

Новые системы по проверке работ появляются, равно как и способы их обхода, поэтому важно учить студентов грамотному и обогащающему взаимодействию с искусственным интеллектом. Это сложная задача.

– Как ИИ меняет рынок труда?

– Появляется запрос на «выпускников-кентавров», способных тесно взаимодействовать с ИИ. Очевидно, что в условиях нового технологического уклада они будут работать в самых разных областях - экономике, юриспруденции, инженерии, в ИТ-сфере, образовании, медицине…

Изменения в профессиях стремительные: то, что вчера было фантастикой, сегодня становится must have.

– Не кажется ли вам, что на фоне внедрения в учебный процесс искусственного интеллекта роль классического университетского профессора становится менее значимой? Как это можно переосмыслить с учетом новых технологических реалий?

– Я вижу ИИ как революционную, взрывную, а иногда и подрывную технологию, поэтому и роль профессора нуждается в разностороннем и внимательном переосмыслении. У преподавателя становится больше интеллектуальной сложносочиненной работы, но уходит рутина.

В процессе автоматизации, к примеру, создаются «персоны учебного курса» – кастомизированные системы ИИ, способные на эффективное оценивание. Таким образом, на первый план выходят педагогические компетенции преподавателя, позволяющие эффективно организовать работу студентов с ИИ.

Во время экспериментов в нашем SAS (Школа перспективных исследований) и в Школе образования в нескольких группах полностью вывели из процесса живого профессора - студенты во время освоения дисциплины взаимодействовали с «цифровой персоной курса». «Персона» хорошо оценивала их работы, но была недостаточно эффективна в плане поддержания экспертной дискуссии.

Еще один важный нюанс: использование возможностей ИИ в контексте внедрения активной индивидуализации и выделения сильных и слабых сторон каждого студента. В условиях большой учебной нагрузки именно это становится западающим звеном для живого преподавателя.

Анализ успехов и провалов любого студента можно перепоручить ИИ. Но на этом фоне, как ни парадоксально, растет значимость оффлайн взаимодействия преподавателя и студента. На первый план выходит роль преподавателя как проводника «скрытого учебного плана» – ценностных установок и ролевых моделей, влияющих на мотивацию студента.

– В России существуют Центры по ИИ-педагогике высшей школы?

– Сейчас вопросами ИИ в высшей школе в той или иной степени начинают заниматься практически все вузы-лидеры системы. Ряд вузов включается в работу за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс. Мы решили приступить к работе на опережение, а не ждать, когда внутренние и внешние обстоятельства станут сильнее нас.

Трансформировать образовательные программы и внедрять дополнительные курсы по ИИ-грамотности недостаточно ни для педагогов, ни для студентов. Речь идет о полном переустройстве образовательного ландшафта. Это займет немало времени, образовательные программы в одночасье мы не поменяем, но шаги в данном направлении будем делать поступательно и настойчиво.

Поэтому уже сейчас запускаем серьезные трансформационные процессы, чтобы успеть выработать новые нормы деятельности и педагогические приемы не только для себя, но и для всей системы высшего образования. Планируем осенью в Тюмени провести второй общероссийский форум по ИИ.

 

 

Рубрики:
Меню