Экономисты ТюмГУ советуют, как поддержать малое предпринимательство

Ученые Финансово-экономического института ТюмГУ исследовали действующую систему государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Тюменской области.

Экономисты ТюмГУ советуют, как поддержать малое предпринимательство
Экономисты ТюмГУ советуют, как поддержать малое предпринимательство

Глобальная турбулентность приводит к мультипликации политических, экономических, социальных и прочих рисков, с которыми сталкиваются экономические субъекты.

Замедление темпов экономического роста на глобальном, национальном и региональном уровнях представляет собой процесс, требующий научного осмысления и формирования новых подходов к обеспечению развития социально-экономической сферы.

Кризисные условия, влияющие на экономические системы, вызывают необходимость регулирования государственной финансовой политики в виде оказания помощи реальной экономике, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).

МСП оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической сферы государства, так как обеспечивает рабочие места и способствует формированию устойчивой инфраструктуры соответствующей территории.

Статья «Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» экономистов ТюмГУ Кристины Захаровой и Надежды Ивановой вышла в журнале «МИР (Модернизация. Инновации. Развитие)».

На современном этапе экономика РФ претерпевает последствия пандемии коронавирусной инфекции и большого количества экономических ограничений от наложенных санкций со стороны мирового рынка. Кризисные последствия приводят к разрыву финансовых связей между субъектами хозяйствования и, в целом, дестабилизируют финансовую и хозяйственную деятельность МСП.

Значительная часть МСП испытывает риски получения отрицательного сальдированного финансового результата, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению темпов роста производства, сокращению рабочих мест и, как следствие, к снижению темпов экономического развития.

Чтобы сдержать развитие кризиса, государство использует различные инструменты регулирования экономики, применяемые в рамках общей финансовой политики, в том числе мероприятия по поддержке МСП.

Инструменты государственной финансовой поддержки – хорошее подспорье для укрепления финансового состояния МСП. Однако в условиях кризиса важнейшей задачей становится формирование целостной системы государственной финансовой поддержки, адаптирующейся к изменениям внешней среды и позволяющей максимизировать результативность применения мер для поддержания экономически и социально важных субъектов экономики.

Ученые провели мониторинг результативности применяемых инструментов государственной финансовой поддержки субъектов МСП ввиду постоянно меняющихся условий внешней среды и пришли к выводу, что действующая система государственной финансовой поддержки МСП в Тюменской области, несмотря на видимое разнообразие форм и мер, остро нуждается в дальнейшей модернизации.

Тюменская область способна обеспечить общую поддержку субъектов МСП ввиду имеющихся полномочий по разработке методологической базы различных механизмов поддержки и ее внедрению. В качестве одной из внедряемых мер представляется целесообразной оптимизация расходов, направленных на финансирование мероприятий по дополнительному информированию начинающих предпринимателей, студентов и действующих предпринимателей о видах государственной финансовой поддержки МСП, а также разъяснений по способам ее получения.

Таким образом, необходимо разработать единый нормативно-правовой акт, описывающий все возможные меры государственной финансовой поддержки, с указанием правомерности внесения изменений со стороны регионального Правительства в пределах установленных Федеральным законодательством условий. Это позволит систематизировать информационную основу реализуемых мер и оптимизирует дополнительные расходы на реализацию форм информационной поддержки МСП.

Актуальна информационная ниша и для муниципального звена управления, особенно в ситуации, когда ресурсы местных бюджетов очень ограничены и не позволяют использовать широкую линейку инструментов поддержки малых предприятий. Система подобных стимулов не закреплена в Стратегии развития до 2030 г., принятой распоряжением Правительства РФ №1083-р в 2016 г. В связи с этим требуется привести к согласованию нормы законодательства, охватывающие регулирование поддержки МСП на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

Повышению рентабельности субъектов МСП по отгруженной продукции и оказанным услугам, а также увеличению сальдированного финансового результата послужит создание гарантированных рынков сбыта и активное подключение к предпринимательским сетям субъектов МСП. Встраивание МСП в цепочки поставщиков и обеспечение доступа МСП к государственным и муниципальным закупкам представляется целесообразным осуществлять за счет развития субконтрактов крупных предприятий с поставщиками из сектора МСП. Функционирование субъектов МСП, как правило, направлено на развитие региона и решение социально-экономических проблем.

В связи с этим, для сбалансированного развития сегмента МСП, необходимо согласовывать основные направления социально-экономического развития, в рамках которых повышение показателей сектора достигается путем максимально эффективного использования всех возможных мер государственной финансовой поддержки.

Такой консолидированный подход является основой для достижения успеха в стимулировании и развитии деятельности малого и среднего предпринимательства в Тюменской области.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01690 (https://rscf.ru/ project/23-28-01690/)

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню