Социологи: образование мигрирует в медиапространство

Образовательный ландшафт стал сложным социокультурным феноменом. К таким выводам пришли социологи ТюмГУ, исследовав образовательный ландшафт в медиапространстве. В частности, на национальном уровне замечено развитие экосистемных связей, усиление горизонтальных связей, а также новые формы кооперации и партнерства, высокая активность игроков в медиапространстве.
Социологи: образование мигрирует в медиапространство
Социологи: образование мигрирует в медиапространство
Эксперты насчитывают 55 кластеров, которые сгруппированы по уровням образования (дошкольное, среднее и высшее) и целевой группе потребителей.

Интересно отметить, что наряду с уже ставшими традиционными образовательными решениями, такими как массовые открытые онлайн-курсы, языковая и профессиональная онлайн-подготовка, на интерактивной медиакарте образовательного ландшафта представлены современные решения на основе искусственного интеллекта, VR-, AR-моделей, больших данных, обучения робототехнике, взаимного обучения, а также пять кластеров, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но отражают характер экосистемных связей.

«Сегодня образовательный ландшафт кардинально трансформируется за счет существенного изменения между подсистемами формального и неформального образования, акселерации EdTech-решений. Медиакарты образовательного ландшафта нам позволяют увидеть структурные и организационные сдвиги, обусловленные расширением образовательного пространства и появлением новых институциональных форм, оценить текущее состояние образовательного ландшафта и определить прогностические сценарии его развития. Видно, что современное образование активно мигрирует в медиапространство, где доступны новые высокотехнологичные образовательные решения: симуляторы, VR / AR, метавселенные. Медиакарты образовательного ландшафта становятся основой для навигации, построения маршрутов профессионально-личностного развития в контексте непрерывного обучения. Все это свидетельствует о становлении в национальном масштабе экосистемы образования», — пояснила доцент кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Марина Кичерова.

Любопытно, что эксперты HolonIQ к 2030 году прогнозируют появление региональных альянсов, поддерживающие политику и стратегии кооперации для устойчивой связи образования с локальными рынками труда, а также возрастание роли взаимного обучения в послешкольном образовании и обучении взрослых. Кроме того, специалисты уверены, что искусственный интеллект полностью поменяет представление о сопровождении процесса обучения: новая роль здесь отводится виртуальным тьюторам, выстраивающим индивидуальные образовательные траектории и обеспечивающим обратную связь и поддержку на всех этапах обучения.


Исследование выполнено по гранту Российского научного фонда. Результаты опубликованы в журнале «Научный диалог».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ



Рубрики:
Меню