150 тюменцев написали Тотальный диктант
В субботу в 14.00 около 401 аудитории университета собралось множество народа: семейные пары средних лет, мамы с детьми, студенты дружественных вузов, пенсионеры, полным составом трудовые коллективы. 150 тюменцев пришли писать Тотальный диктант! Ровно в 12.00 по московскому времени почти в 10 городах России тысячи неравнодушных людей решили проверить свою грамотность, тем самым выразить уважение к великому русскому языку.
В Тюмени акцию Новосибирского государственного университета поддержала кафедра русского языка и отдел информации ТюмГУ. Текст писали под диктовку кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка Людмилы Байдуж. С экрана с приветственным словом к собравшимся обратился автор текста Тотального диктанта - 2011 Дмитрий Быков, в аудитории добрые слова напутствия прозвучали от Ольги Трофимовой, зав. кафедрой русского языка ИГН. В диктанте приняли участие трудовой коллектив «Радио-7» во главе с главным редактором Анатолием Мокроусовым, Школа юного журналиста при Агентстве новостей «Ньюспром», учащиеся школ и студенты вузов и десятки простых жителей города, которые решили посвятить субботний день проверке собственного уровня грамотности. Самой юной участнице диктанта было 10 лет, самому взрослому участнику - 70.
Отдел информации и связей с общественностью
Текст диктанта – 2011
Орфография как закон природы
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Дмитрий Быков, 276 слов
Отдел информации и связей с общественностью