Эксперты обсудили качество и перспективы развития исторического образования
В Тюмени завершился IV Национальный форум преподавателей истории. На площадке Тюменского госуниверситета представители академического сообщества и органов власти обсудили актуальные вызовы исторического образования, включая обновление программ и внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс.
В первый день на расширенном заседании Рабочей группы эксперты обсудили промежуточные итоги применения нового базового учебно-методического модуля «История России» и одноимённого учебника под редакцией Юрия Петрова в вузах. Особое внимание было уделено практическому опыту соотнесения курсов «История России» и «Основы российской государственности». Модераторами выступили председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев и заведующий кафедрой истории Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ, председатель Совета отделения РИО в Тюменской области Сергей Шилов.
Участники заседания также рассмотрели программы исторического минимума для обучающихся на неисторических специальностях.
На секции «Бесшовное историческое образование» под руководством Елены Барышевой, декана исторического факультета РГГУ, эксперты представили лучшие практики по интеграции федеральных и региональных компонентов, обеспечению преемственности между школой и вузом, а также формированию единого методологического подхода.
На секции «Этические и образовательные стороны использования ИИ в учебном процессе» обсудили ключевые вызовы: сохранение академической честности, интеграцию технологий в учебные программы, проблему цифрового неравенства, необходимость переподготовки преподавателей. В частности, модератор секции — директор Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Владимир Костомаров, — отметил, что необходимо разработать единые стандарты использования ИИ в образовании.
«Мы должны определить чёткие рамки применения искусственного интеллекта в обучении и перестроить образовательные программы так, чтобы технологии работали на прогресс российского образования. На сегодняшней секции коллеги показали отличные практические наработки: от адаптации исторического образования к новым реалиям до конкретных методов работы с ИИ. Большую дискуссию вызвал вопрос использования антиплагиата — существующие системы несовершенны, и нам нужны правила их использования», — подчеркнул эксперт.
Важной частью программы стала Молодёжная секция. Исследователи, аспиранты и студенты поделились успешными практиками по борьбе фальсификацией истории, изучению региональной истории и развитию научных коммуникаций — от организации мероприятий до публикации первых научных работ.
Итоги мероприятия подвели во второй дня Форума, ключевым событием которого стало заседание Экспертного совета по развитию исторического образования.
«Обновлённый курс отечественной истории показал высокую эффективность: 70% студентов успешно осваивают программу, а отстающих стало в два раза меньше. Эти достижения особенно важно сохранить в условиях перехода к новой национальной модели высшего образования, где история России займёт достойное место в едином социально-гуманитарном ядре», — отметил Сергей Нарышкин, Председатель Российского исторического общества.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков, приветствуя участников форума, сообщил, что сегодня Министерство особенно активно работает над тем, чтобы повысить качество преподавания истории в вузах: «Мы прошли большой путь — от нормативного закрепления объёма преподавания до создания единого учебника для всех вузов. Главный результат на сегодня — рост уровня исторических знаний у студентов, и статистика это подтверждает. По примеру обновлённого курса истории России мы планируем поэтапно совершенствовать и другие гуманитарные дисциплины. В этом процессе Министерство всегда опирается на мнение профессионального сообщества — только так можно достигать реальных образовательных результатов».
Замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский представил доклад о развитии исторического образования в высшей школе. Председатель Правления РИО Руслан Гагкуев познакомил с результатами мониторинга остаточных знаний студентов по истории России. Речь шла также о методологии оценки исторических событий и закреплении термина «историческая память», о принципах подготовки учебников для студентов неисторических специальностей и о роли библиотек в историческом просвещении.
Традиционно организаторами форума выступили Минобрнауки России, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Фото: ТюмГУ и РГГУ