Железный век (сер. I тыс. до н. э. – первая половина I тыс. н. э.).
Распространение железа в лесостепи Западной Сибири привело к революционным изменениям в истории её древнего населения. Оно расширило производительные возможности, способствовало интенсивному развитию земледелия и других видов деятельности: кожевенного, деревообрабатывающего, ювелирного и других производств, а также позволило создать новые виды оружия. Новый металл привел к специализации выделению ремесленников, росту торговли, накоплению богатств и, в конечном счете, неравенства, зарождению эксплуатации, непрерывным войнам. В южных районах Тюменской области выявлены памятники трех археологических культур: баитовской, саргатской, гороховской.
  В 7 в. до н.э. в лесостепном Тоболо-Ишимье сложилась баитовская культур. Позднее с запада ее начинает теснить население гороховской культуры (V-II вв. до н.э.). В конце V – нач. IV до н.э. эти племена были вытеснены, пришедшим с востока, населением саргатской культуры. Коллекции с памятников саргатской культуры широко представлены в фондах музея: Коловское городище, Рафайловское городище, поселения Заводоуковское-9, Ингалинка, Савиновский могильник, курганный могильник Уановка и др. Саргатские племена в короткий срок густо заселили все предтаежное Тоболо-Ишимье и на долго утвердились на территории юга Тюменской области. На высоких участках террас или на береговых мысах они строили укрепленные поселения - городища, которые имели одну или несколько оборонительных линий в виде рвов и валов. Дома состояли из построек, соединенных между собой крытыми коридорами, одна из них обычно жилая, а остальные использовались как кладовые, хлев, сараи для хранения утвари. Саргатцы вели многоотраслевое хозяйство, включающее земледелие и скотоводство. Главным направлением было коневодство. Кроме того, они занимались земледелием, охотой, рыболовством, торговлей и ремеслами. О высоком уровне развития культуры племен Тоболо-Ишимья свидетельствуют замечательные находки из Сибирской коллекции Петра I, ювелирные изделия из Тютринского могильника.
  Саргатские городища были не только военными крепостями, но и центром межплеменной торговли. Наиболее тесными были контакты саргатских племен с их западными и южными соседями: племенами гороховской культуры, сарматами, саками Казахстана. Они включали торговый обмен, взаимные брачные связи. Начиная с эпохи бронзы фиксируются следы караванной торговли.. Устройство общества, социальное расслоение хорошо прослеживается по материалам захоронений: малоимущих хоронили с минимальным набором вещей, под небольшими курганами. Полной противоположностью им были погребальные комплексы родоплеменной аристократии, над могилами которых сооружались монументальные дерновые пирамиды, достигавшие десятков метров в поперечнике. По антропологическому типу пришлое население делится на две основные расовые группы: европеоидную с широким уплощенным лицом с некоторыми монголоидными особенностями, генетически связанной с сакским населением Приаралья и чисто европеоидную с узким средневековым лицом, генетически связанной с савромато-сарматскими племенами.
  Вопрос об этнической принадлежности саргатских племен является дискуссионным. Существует три главных гипотезы: о восточноиранском, южноугорском (венгры) и полиэтническом (угро-иранским) характере саргатских памятников.

Реконструкция физического облика мужчины и женщины саргатской культуры..jpg  Керамический сосуд. Саргатская культура. РЖВ.jpg  Китайское зеркало эпохи Хань. Бронза. Импорт. Тютринский могильник.JPG  Фигурка лошади. Глина. РЖВ.jpg   Кельт. Бронза. РЖВ.jpg   Фигурка медведя. Бронза. РЖВ.jpg Наконечники стрел. Кость, бронза. РЖВ.jpg