Международный компетентностный центр (МКЦИО) ИПиП ТюмГУ

АРХИВ


О работе Международного компетентностного центра инклюзивного образования (МКЦИО)
Института психологии и педагогики 
Тюменского государственного университета  
(отчет за 2015-2016 гг.)


Международный компетентностный центр инклюзивного образованиябыл создан в ТюмГУ 01.07.2014 г. в рамках реализации международного проекта «Подготовка и повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями»

Основными направлениями деятельности Центра являлись:
  • разработка образовательных программ для педагогов региона, 
  • повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров, 
  • консультирование студентов с ограниченными возможностями и мигрантов по разработке индивидуальных планов обучения и образовательных маршрутов, 
  • создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями, 
  • проведение исследований специфических потребностей различных групп детей и населения, 
  • проведение видео-конференций, мастерских, круглых столов по проблемам инклюзивного образования, 
  • формирование регионального образовательного сообщества по проблемам инклюзии (взаимодействие с социальными с социальными партнёрами: миграционными службами, обществами инвалидов, образовательными учреждениями).
По направлению «Разработка модульных тематических кластеров по проблемам гетерогенности и инклюзивного образования» в 2015-2016 году в структуру ОПОП Института психологии и педагогики ТюмГУ были включены модули: 
       ♦ «Миграция и плюрализм в современном обществе (направление «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование, направление «Психолого-педагогическое образование») 
       ♦ «Миграция и социальное неравенство» (направление «Специальное образование», модуль «Воспитание, развитие и сопровождение обучающихся с учетом индивидуальных особенностей (направление «Педагогическое образование», профили «Начальное образование», «Иностранный язык», «Дошкольное образование»)
       ♦ «Теория и практика инклюзивного образования» «Организация работы с гетерогенными группами» были включены в структуру основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование», магистратура, профиль «Управление образованием».

  По направлению «Повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров, работающих с гетерогенными группами и организациями» организованы 5 зарубежных стажировок (3 преподавателя и 2 аспиранта) и 2 в ведущих научных дефектологических центрах.

Реализованы две программы повышения квалификации педагогов ИПиП по иностранному языку «Foreign language courses for educators» (20 человек).

Разработаны и реализуются две программы профессиональной переподготовки «Тьютор инклюзивного образования вуза» (19 слушателей), «Менеджмент гетерогенных групп и организаций» (15 человек), при поддержке гранта Администрации г. Тюмени.

На базе Института прошли повышение квалификации в 2015 году 1407 педагогов организаций общего, профессионального и специального образования. Преподавателями Института проведены семинары «Развитие этнотолерантности и профилактика экстремизма в сфере дополнительного образования», «Идеология в диалогах: работа психолога с экстремистскими высказываниями» (Е.Л. Доценко), «Инклюзивное образование: психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями» (И.В. Патрушева, 2015). «Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих студентов» для (09.12.2015, Н.Н. Малярчук).

По направлению «Научное сопровождение инклюзии» в институте активизировалась исследовательская и публикационная деятельность. В апреле 2016 года проведено социологическое исследование 2207 педагогов системы профессионального образования, направленное на выявление уровня готовности работать в инклюзивной образовательной среде и степени сформированности инклюзивной среды в вузах.

По тематике гетерогенности и инклюзии опубликованы 54 статьи, 2 монографии, из которых 1 – зарубежная. Совместная монография Н.Н. Малярчук и С.И. Хроминой «Физическое воспитание студентов с ограниченными функциональными возможностями как компонент организации инклюзивной среды вуза» выдвинута учеными советами ТюмГУ и ТюмГАСУ на соискание премии Правительства Российской Федерации.

В рамках студенческой конференции «Новые идеи – новый мир» почти 20% проектов посвящено теме инклюзивного образования. Проведены 6 научных мероприятий, в том числе проведена Международная научно-практическая видеоконференция «Содержание и технологии обучения детей-мигрантов и их родителей» (декабрь 2015 года). На 68-й студенческой научной конференции запланировано проведение 4-х секций по тематике инклюзии и разнообразия.

За отчетный период в структуре МКЦИО в рамках направления "Создание инклюзивной образовательной среды" в 2015 году разработана нормативно-правовая база (Положение об организации и обеспечении образовательного процесса лиц с ОВЗ в ТюмГУ) и методические рекомендации по обучению студентов с ОВЗ; разработаны модули (дисциплины по выбору) для студентов с ОВЗ.

В Центре функционирует лаборатория инклюзивного обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ауд. 213). Аудитория оборудована специальными техническими средствами обучения: оборудование для слабовидящих и слепых – принтер Брайля, 5 моноблоков оснащенных программным обеспечением для сканирования и чтения. Инженером МКЦИО А.И. Фахрутдиновым создан первый в мире электронный учебник, специально разработанный для помощи слепым и слабовидящим людям. Устройство СИОЛЛ может преобразовывать любую информацию в текст, набранный специальным шрифтом Брайля.

За отчетный период МКЦИО презентовал свою работу в Тюмени, Москве, Новосибирске, Казани, в том числе на заседании Международной кафедры ЮНЕСКО, в Университете управления «ТИСБИ» (г. Казань). Инженер МКЦИО А.И. Фахрутдинов выступил с презентацией работы Международного компетентностного центра инклюзивного образования и электронного учебника «Сиолл» на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 39 г. Новосибирска. Количество публикаций (печатных и электронных, корпоративного, городского, регионального, федерального уровней) за 2015-2016 год составило более 50.

В институте в студенческой среде активизировалось волонтерское и проектное движение по работе со студентами и школьниками с ограниченными возможностями здоровья. По инициативе доцента Г.М. Кринициной студенты-логопеды создали волонтерский отряд «Я-логопед» (руководитель-Плесовских К.). Волонтеры отряда приняли участие в проведении Дня «Белой трости» (организаторы Кухтерина Г.В.и Кукуев Е.А), Дня толерантности, и Дня российского психолога, областного форума для детей с ОВЗ и их родителей (05.12 2015). В рамках акции «Открытый мир» были проведены акция «Я хочу тебя понять», выставка плакатов и рисунков на тему понимания мира людей с ОВЗ «Открытый мир в рисунках», музыкально-поэтическая композиция «Я – не молчу. Я – говорю». С участием волонтеров в Институте прошел Форум «Инклюзивный мир – инклюзивные идеи!», конкурс на лучший дизайн-проект «Пленэр на территорию инклюзивного образовательного пространства системы Института психологии и педагогики ТюмГУ» (2016); конкурс волонтёров «Добрые дела меняют нас» (2016): конкурс социальной рекламы (декабрь 2015 года), этнофестиваль «Земля и небо» (июнь 2015 года (доцент О.А. Мальцева), Молодежные инклюзивные игры (июнь, ноябрь 2016).


Подробнее о деятельности Центра можно посмотреть здесь.