Стенографический отчет 
о заседании Попечительского совета ТюмГУ
15.08.2014

В. Якушев, временно исполняющий обязанности Губернатора Тюменской области. Добрый день, уважаемые Игорь Рюрикович, Александр Борисович, уважаемые коллеги! Я рад приветствовать всех собравшихся в этом зале. Особенно мне приятно видеть вас в дни празднования 70-летия Тюменской области.

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших задач нашего времени – подготовки кадров. Мир очень быстро меняется, приходят новые технологии, стремительно растет внутренняя и внешняя конкуренция, поэтому в этой ситуации на каждом рабочем месте должны работать специалисты высокого класса.

Сама жизнь диктует системе профессионального образования региона главную задачу: создать эффективную модель подготовки квалифицированных инженерных и технических кадров для сегодняшней экономики. Это особенно важно для Тюменской области.

Мы активно привлекаем инвестиции, у нас появляются новые предприятия. Встречаясь с представителями реального сектора экономики, в последние два – три года я заметил новую тенденцию. Если раньше в основном говорилось о привлечении финансов, о высокой процентной ставке и тому подобном, то в последнее время производственники все больше говорят, что им не хватает профессионалов на их предприятиях. Особенно глобально эта проблема встает, когда открывается новое предприятие. Поэтому сегодня с инвесторами, которые создают новые структуры, новые экономические субъекты на нашей территории, мы работаем и по решению вопросов подбора кадров.

В последнее время на территории региона появляются предприятия, которые представляют нетрадиционные для Тюменской области отрасли, которые исторически не присутствовали на нашей территории. И здесь возникают наиболее сложные моменты. У нас появился завод Электросталь Тюмени. Металлургии исторически никогда не было на территории Тюменской области, поэтому, естественно, сегодня требуются определенные усилия всей образовательной системы Тюменской области, чтобы нормально заполнить этот новый экономический субъект кадрами, людьми, которые живут на нашей территории. Потому что топ-менеджеры и весь инженерный состав этого предприятия представлен жителями Свердловской области.

Это еще раз подчеркивает значимость проблемы, которую мы сегодня намерены обсудить.

Тюменский государственный университет с нашей точки зрения является в настоящее время лучшей площадкой для реализации нового проекта, связанного с подготовкой инженерных и технических кадров. Особенно специалистов, профиль которых не всегда совпадает со специализацией других вузов, либо в случаях, когда требуются исключительно внимательная и тонкая настройка процессов обучения, привлечение большого количества профессиональных партнеров и преподавателей.

Считаю, что для наращивания конкурентоспособности экономики региона и конкретных хозяйствующих субъектов в современных условиях нам остро необходимо комплексное решение, направленное на регулярную, высококачественную подготовку кадров.

Мы посчитали, что первым шагом на этом пути могут стать два проекта. Первый из них связан с созданием на базе Тюменского государственного университета современной Политехнической школы, которая будет удовлетворять нужды региона в части инженерно-технических кадров. Проект предполагается реализовать с привлечением статусного партнера международного уровня, чтобы избежать многих ошибок и сократить путь развития. Отдельно и балее подробно об этом расскажет ректор Тюменского государственного университета Валерий Николаевич Фальков.

Второй проект связан с подготовкой управленческих кадров на базе одной из лучших бизнесс-школ в России – Московской школы управления Сколково. Уникальность этой программы состоит в том, что в ней совместно участвуют представители органов власти, вузов и бизнеса и используется проектный метод обучения. Об этой программе расскажет ректор Сколково Андрей Владимирович Шаронов, который участвует в нашем совещании.

Правительство области намерено поддержать эти проекты. Прошу присутствующих работодателей также рассмотреть возможность участия в их реализации.

Несомненно, вы одна из заинтересованных сторон в успехе этого начинания. Оба проекта задуманы для решения насущных проблем, в первую очередь, работодателей.

У некоторых тюменских предприятий уже есть положительный опыт сотрудничества с правительством в решении вопросов подготовки кадров. Уверен, что дальнейшие совместные действия дадут более быстрый и более качественный результат в сфере высшего профессионального образования.

На нашем заседании присутствует полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Рюрикович Холманских. Передаю ему слово.

И. Холманских, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович, добрый день уважаемые коллеги! Благодарю вас за приглашение на сегодняшнее заседание. В его повестке действительно важный и своевременный вопрос.

Состояние инженерного образования в России справедливо привлекает повышенное внимание. Практически все эксперты и представители реального сектора экономики говорят о необходимости модернизации этой сферы. Уверен, что настала пора от слов переходить к делу. Проблема особенно обострилась в связи с введением экономических санкций против России, а тем более, угрозой их расширения. Последние события в мире настоятельно требуют восстановления технологического суверенитета страны, который включает в себя три основные составные части.

Во-первых, это способность самостоятельно выпускать критически важные для современной экономики средства производства и потребительские товары. Речь не идет о полной изоляции от внешнего мира. Она опасна и вредна. Но ключевые виды продукции мы должны все-таки делать сами. Только в этом случае Россия сможет проводить самостоятельную внешнюю политику и обеспечивать национальную безопасность.

Во-вторых, это наличие научно-технического потенциала, позволяющего создавать и внедрять технологии мирового уровня, а в перспективе бороться за лидерство в инновационных отраслях экономики.

И, в-третьих, – это развитие системы подготовки научных и инженерных кадров. Она является исходным элементом, фундаментом других составляющих технологического суверенитета.

Образовательное и научное сообщество Тюменской области осознает значимость модернизации инженерного образования. Потребность в инженерных кадрах в регионе ощущается остро уже сейчас. В дальнейшем она будет только возрастать. Ведь Западная Сибирь переживает процесс диверсификации экономики. Наряду с модернизацией добывающей промышленности создаются современные перерабатывающие производства. Яркий пример тому заводы Тобольск-Полимер, Электросталь Тюмени, Антипинский нефтеперерабатывающий. В ближайшее время таких предприятий будет все больше.

В Тюменской области есть основа для развития инженерного образования, отвечающая самым современным требованиям. Здесь сконцентрирован значительный интеллектуальный потенциал, имеются вузы с многолетними традициями и заслуженным авторитетом. Достаточно назвать Тюменский государственный, Тюменский нефтегазовый, Тюменский архитектурно-строительный университеты.

Наряду с развитием инженерного образования назрели коренные изменения в подготовке рабочих кадров, работников со средним специальным образованием. В настоящее время на федеральном уровне реализуется проект подготовки рабочих кадров для социально-экономического развития регионов на 2014 – 2019 годы. В марте текущего года в Минобрнауки прошел конкурсный отбор пилотных региональных программ по осуществлению этого проекта. Среди десяти победителей программа, подготовленная в Челябинской области. Это хороший пример для субъектов Федерации.

Реализация подобных программ потребует активного участия вузов. Прежде всего, это касается подготовки и переподготовки преподавателей для колледжей и технических училищ. Я убежден, что вузы области смогут добиться реальных результатов в обновлении системы инженерного образования. У Тюменской области есть все шансы стать одним из лидеров в решении этой государственной задачи.

Желаю вам успешной и плодотворной работы.

А. Повалко, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Как и в этом году, в будущем и ближайшей перспективе приоритетом министерства в области профессионального высшего образования сохранится работа с искоренением неэффективности в системе высшего образования, санация системы, фактическая переориентация ресурсов от тех вузов, которые дают псевдообразование туда, где существует потенциал, где существует возможность дать молодым людям востребованную, качественную подготовку. При этом мы будем ориентироваться на развитие сети базовых региональных вузов, крупных сильных структур, способных удовлетворить любую потребность экономики региона и соседних регионов. Это позволит снять ту проблему, о которой говорил губернатор, по крайней мере, двигаться в эту сторону, дать инвесторам, заходящим на площадку региона, уверенность, что их предприятия будут поддержаны соответствующим кадровым ресурсом.

Что касается образовательных программ, основное внимание будет уделяться вовлечению промышленных партнеров в образовательную деятельность, практикоориентированному образованию. Такой проект запущен в подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. Такая же работа будет организована по наиболее актуальным отраслям экономики. Это будут конкурсные проекты. Мы готовы поддерживать развитие тесной образовательной кооперации между вузами и промышленными предприятиями. Это очень важное условие для будущих специалистов – вовлечение в реальную инженерную деятельность.

Тюменский государственный университет обладает всем необходимым потенциалом, чтобы участвовать в этих программах. Он показал себя эффективным. Несмотря на то, что происходит процесс присоединения к нему двух вузов, его показатели держатся в нормальной «зеленой» зоне. Это говорит о хорошем кадровом и образовательном потенциале. Я желаю ректору и команде университета продолжить такую работу. Со стороны министерства мы будем поддерживать совместную программу университета и региональной власти.

В. Фальков, ректор ТюмГУ. Уважаемые участники заседания! В этом году, 16 сентября, Тюменскому государственному университету исполняется 84 года. Все это время важнейшим приоритетом деятельности вуза является подготовка кадров для региона. В настоящее время в Тюменской области, впрочем, как и в целом в стране, существует объективный запрос, прежде всего, на инженерно-технические и управленческие кадры высокой квалификации

В этой связи хочу обратить ваше внимание на представленный слайд. По экспертным оценкам наиболее дефицитной категорией сотрудников является производственно-технический персонал: доля компаний, где наблюдается нехватка таких работников, составляет 50 процентов. С инженерно-техническими кадрами дела обстоят немногим лучше, чем с рабочими: о дефиците инженеров заявляют почти треть опрошенных компаний.

Наряду с дефицитом кадров, не менее остро стоит проблема недостаточной квалификации выпускников вузов. По мнению работодателей, примерно 40процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке. Данная цифра была приведена Президентом Российской Федерации на последнем заседании Совета по науке и образованию (23 июня 2014 года).

В этой связи мы обязаны задуматься о том, как модернизировать систему подготовки кадров, чтобы она в полной мере отвечала вызовам времени, способствовала решению задач, которые сегодня стоят перед региональной экономикой: это технологическое перевооружение промышленности, внедрение инноваций, импортозамещение, кардинальный рост производительности труда.

Для сохранения и упрочения лидирующих позиций Тюменской области и работающим в нем компаниям нужны специалисты, подготовленные по международным стандартам.

Исходя из этого, сегодня предлагается обсудить два принципиально новых проекта подготовки кадров. Прежде чем перейти к их более подробной презентации, хочу отметить одно важное обстоятельство. На протяжении последних полутора лет со многими из вас неоднократно обсуждали различные варианты сотрудничества. В сущности, само появление данных проектов является результатом обобщения высказанных вами предложений и рекомендаций.

Суть первого проекта заключается в намерении создать при поддержке Попечительского совета ПОЛИТЕХНИЧЕСКУЮ ШКОЛУ.

Почему именно классический университет выходит с такой инициативой? На наш взгляд, в этом нет ничего удивительного, если внимательно проанализировать текущую ситуацию.

Во-первых, в регионе стремительно растет число новых производств, инженерные кадры для которых по международным стандартам не готовит ни один из региональных вузов.

Во-вторых, Тюменская область – нефтегазовый регион, и поэтому даже классический университет в таком регионе готовит кадры для нефтегазовых и нефтесервисных компаний.

С каждым годом возрастает число нестандартных ситуаций при освоении сложных месторождений углеводородного сырья, которые требуют от специалистов качественно нового уровня подготовки, основанного, хочу это особо подчеркнуть, на фундаментальных знаниях.

И здесь у нас есть существенное преимущество: университет имеет лучший в регионе опыт подготовки кадров в фундаментальных областях знаний – физике, математике, химии, биологии. Образование по этим направлениям в университете все еще дается в лучших традициях советской школы.

В-третьих, в отличии от ведущих инженерных вузов, расположенных, как правило, в европейской части России, наш университет способен максимально приблизить профессиональное образование к реальному производству в регионе.

В-четвертых, университет имеет уникальное научное оборудование, которое можно успешно использовать в деятельности Политехнической школы.

В-пятых, мы уже имеем успешный опыт внедрения инноваций на производстве. В частности, совместно с заводом «Нефтемаш» группы компаний ГМС мы выполняем проект по созданию высокотехнологичного производства измерительных установок. Объем финансирования проекта – 300 млн. рублей, из них 150 – средства предприятия, а вторая половина – субсидии из федерального бюджета. Уже сегодня в проекте задействовано 30 студентов физиков и математиков и 10 аспирантов.

Наконец, еще один, аргумент. Мы готовы привлечь к проекту статусных международных партнеров и, в том числе, при вашем участии сформировать квалифицированный преподавательский состав Школы.

На первом этапе по заказам попечителей планируется реализовать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовке, в последующем – прикладного бакалавриата и практико-ориентированной магистратуры.

На представленном слайде перечисленны перспективные, на наш взгляд, направления обучения в Политехнической школе. Хочу особо отметить, что этот перечень также формировался на основе ваших предложений, а также с учетом уже реализуемых в регионе и запланированных крупных инвестиционных проектов.

Изучение опыта ведущих российских и зарубежных вузов показывает, что в мире уже существует современный стандарт инженерного образования. Речь идет о всемирной инициативе CDIO – это комплексный проекто-ориентированный подход к организации обучения инженеров, включающий набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.

На сегодняшний день по этим стандартам готовят инженеров более 100 вузов в 30 странах мира, в том числе в России знаменитый Московский физико-технической институт, Томский политехнический университет, Сколковский институт науки и технологий.

На представленном слайде отражена специфика обучения в Политехнической школе. Учебный процесс должен быть неразрывно связан с проектной деятельностью и научными исследованиями. Обучение в таких условиях позволяет научить студентов брать ответственность за результат. Единицей обучения в Школе будет не студент, а проектная команда. Итогом обучения должен стать реальный проект конкретной команды, защищать который надо перед заказчиком.

«Вклад» попечителей в реализацию проекта может осуществляться в различных формах, но прежде всего, посредством заказа на целевое обучение и выполнение научно-исследовательских работ. Для нас также принципиально важно, чтобы вы приняли деятельное участие в формировании образовательных программ, отборе и аттестации преподавателей, определили реальные производственные проекты, в которых будут задействованы студенты Школы, помогли выпускникам с трудоустройством.

Предлагая данный проект, мы исходим из того, что главным результатом его реализации для вас станет повышение прибыльности и эффективности производства, а для региона – последующее динамичное развитие.

В современном мире люди является главным экономическим ресурсом. Инвестиции в человеческий капитал - это не расходы, а вложения, которые способны “вытянуть” все другие отрасли экономики, стимулировать внедрение инноваций, рынок труда, налоговую систему.

Второй не менее амбициозный и по-своему уникальный проект касается подготовки управленческих кадров по международным стандартам. Данный проект инициирован Тюменским государственным университетом, а разработан одной из лучших российских бизнес-школ – Московской школой управления «Сколково» при нашем непосредственном участии.

Первая особенность проекта заключается в совместном обучении представителей органов власти, бизнеса и вузов.

Вторая – в использовании уникальных образовательных технологий. Обучение будет осуществляться через подготовку слушателями реальных проектов в интересах региона и представленных в нем компаний.

Заявиться на программу при соблюдении определенных условий может любой желающий. После предварительного отбора, который проводит СКОЛКОВО, формируется окончательный состав участников программы – всего от 50 до 65 человек.

После этого слушателям предлагаются направления проектной работы, которые сформулированы исходя из потребностей заказчиков. Каждый проект, над которым будут работать слушатели, направлен на поиск решений текущих и перспективных проблем развития региона.

Программа состоит из шести модулей, продолжительностью пять дней каждый. Старт программы запланирован на октябрь текущего года. По завершении каждого модуля группы презентуют специальной комиссии промежуточные итоги, а по завершении программы – защищают проект в целом.

При разработке программы мы исходили из того, что ее главным результатом будет укрепление кадрового потенциала нашей любимой Тюменской области. В конечном итоге это позволит каждому из нас решить другие, более частные задачи.

Для Тюменской области характерна традиция сильного региона. Такому региону для сохранения и упрочения лидерских позиций нужен вуз, который может не просто оперативно и адекватно отвечать на вызовы времени, но и опережать их. В идеале – стать одним из драйвером экономического роста. Уверен, при поддержке Попечительского совета, Тюменский государственный университет достигнет этой цели.

В заключение хочу выразить признательность Владимиру Владимировичу Якушеву за постоянную и основательную поддержку университета, в том числе за согласие возглавить Попечительский совет.

Отдельные слова благодарности Игорю Рюриковичу Холманских и Александру Борисовичу Повалко за поддержку и участие в обсуждении перспектив развития университета.

А. Шаронов, ректор Московской школы управления «СКОЛКОВО». Прежде всего хотел бы поблагодарить за приглашение войти в состав Попечительского совета крупнейшего западно-сибирского вуза: это почетно, интересно, и те задачи, о которых сейчас сказал ректор, достаточно амбициозны для того, чтобы заинтересовать ими ряд крупнейших российских компаний, которые приглашены в попечительский совет, финансовых объединений, которые, в частности, вошли в нашу школу… Мы с удовольствием посотрудничаем с университетом. Важно, что губернатор видит в этом интерес, поскольку решение такого комплексного проекта невозможно силами только учебного заведения.

Я коротко хотел сказать о проекте, который мы задумали совместно с университетом по инициативе губернатора, это важно, поскольку, если первый руководитель не предъявляет спрос на такие программы, они в лучшем случае становятся дежурными. В худшем случае – не получаются, и лучше за это не браться. Могу сказать, что губернатор пригласил для участия в этой программе представителей органов власти двух соседних западно-сибирских регионов – Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Идея программы состоит в том, чтобы, если сказать очень упрощенно, чтобы формировать команды изменений. Состав основных драйверов процесса программы включает в себя представителей органов власти, представителей бизнеса – и не только крупных предприятий, и представителей образовательного и научного сегмента. У нас был такой опыт работы с Архангельском, с Татарстаном – именно в таком формате – и мы видим, что в данном случае присутствие этих трех сегментов влияет на реализацию проектов.

Второй важный момент этой программы, который соответствует идеологии школы «Сколково», - это подход «learning by doing», обучение через практическую деятельность. Однако академические компоненты, которые должны быть в такой программе, никак не будут самоцелью. Самоцелью будет реализация, проработка, формулирование проектов, которые должны будут на начальной стадии пройти одобрение региональной власти. Власть должна сказать «Да, нам это интересно, этот проект может изменить направление экономики региона и мы заинтересованы в разработке проекта и формировании команды, которая будет влиять на реализацию этого проекта». Направления проектной работы, с одной стороны, достаточно ожидаемые: я назову такие темы, как «Управление крупными проектами региона», «Развитие кадрового потенциала региона». Причем интересно, что мы, прежде всего, с компаниями работаем по такому формату, и они рассматривают такие программы, как возможность сформировать кадровый резерв. Для нас представляется очень важным, чтобы губернатор и те крупные компании, которые примут участие в этой программе, тоже посмотрели на тех людей, которые попадут в эту программу, которых они направят в эту программу, чтобы создать свой кадровый резерв и проверить состоятельность этого резерва. Это и «Управление социально-культурной сферой региона», «Управление культурными проектами», «Развитие муниципальных образований в регионе», специфическая тема для западно-сибирского региона «Освоение Арктики» - не комментирую, здесь очень большой потенциал и большой спрос – очень важна урбанистическая тема, развитие городской агломерации, что тоже находится в повестке дня у областной и городской власти, и «Интерактивное управление регионом» - мы называем это «Чиновник 2.0». Пока предлагаются такие направления, которые могут быть акцептованы закачиками.

Среди тех, кто будет проводить эту программу, будут не только профессора с мировым именем – мы привлекаем профессоров из различных бизнес-школ по всему миру – важно, что будут еще и практики, представители крупнейших российских и нероссийских компаний, и представители министерств и ведомств.

В заключение хочу сказать, что мы работаем с крупными компаниями, с частными компаниями, которые считают деньги, которые тратят свои деньги, но являются нашими клиентами, которые регулярно направляют на такую девятимесячную программу команды реальных менеджеров, это уровень «топ минус два», люди до сорока лет, и тот факт что они продолжают работать с нами длительное время, говорит о том о реальном интересе и удовлетворенности качеством.

Понимая, что все предприниматели и чиновники – занятые люди, у которых всегда есть 30 дел, которыми надо заниматься одновременно, я хотел бы закончить фразой одного из корифеев бизнес-образования Ицхака Адизеса – он время от времени преподает в России – у него есть замечательная фраза «Если вы уверены, что у вас нет времени на обучение, значит, вам точно пора учиться». Надеюсь, что мы сможем сделать осмысленную и полезную программу здесь, в Тюмени.

М. Хармс, председатель Правления Российско-Германской Внешнеторговой палаты- представительство немецких фирм в России.
Большое спасибо за приглашение на Попечительский совет, это большая честь для меня. Немецкий бизнес представлен в Российской Федерации более чем 6000 фирмами – это самое иностранное бизнес-сообщество в России, и мы также активно ведем бизнес в регионах, в последнее время наблюдаем процесс регионализации, локализации производства, в том числе и немецких фирм. Когда мы спрашиваем немецкие фирмы об их проблемах в России, то называются в основном две: база поставщиков и на первом месте – нехватка квалифицированных кадров. Решение состоит в том, чтобы на этапе обучения тесно связать бизнес и образование. Господин заместитель министра упомянул дуальный подход в образовании, и в Германии как раз накоплен неплохой опыт в этом подходе. Участие бизнеса непосредственно в процессе образования правильно как для профессионально-технического образования – здесь мы уже реализуем совместно с Агентством стратегических инициатив проект в четырех пилотных регионах РФ, в том числе и в Тюмени, с местными предприятиями и колледжами. Такой подход продуктивен и в высшем образовании, и немецкие компании готовы к сотрудничеству.

Я думаю, привлечение внимания к практике в образовании будет очень продуктивным, несмотря на то, что это очень серьезный вызов. Должен сказать, что санкционная спираль, в которой мы сегодня оказались, к сожалению, наносит большой удар для бизнеса. Мы, как представители немецкого бизнеса, ясно обозначили свое критическое отношение к любому ограничению предпринимательской деятельности. С другой стороны, именно в сфере бизнеса и образования между Германией и Россией существует крепкий фундамент, с помощью которого, я надеюсь, нам удастся быстро преодолеть эти политические проблемы. Мы готовы к сотрудничеству, спасибо за внимание.

Л. Бриллиант, генеральный директор ЗАО «Тюменский Институт нефти и газа». Добрый день, благодарю вас за возможность высказать ряд соображений в части целесообразности организации Политехнической школы. Сегодняшнее собрание знаковое во всех отношениях, и особенно, если посмотреть цепочку событий 2014 года. Это заседание Совета по науке и образованию 23 июня в Москве под председательством руководства государства и незамедлительная реакция нашего губернатора с выступлением на встрече представителей законодательных и исполнительных органов власти Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, посвященной подготовке квалифицированных кадров. Оставаясь в стороне от вызовов, которые бросает время – а для нашего региона это в первую очередь импортозамещение в области технологий и оборудования в нефтегазовом комплексе и обработке углеводородного сырья – нельзя решить задачу государственной важности: освоение месторождений с гигантскими, но трудноизвлекаемыми запасами. Решение в значительной мере лежит в подготовке профессиональных кадров на базе технологических платформ и немыслимо без реформы высшего образования, концептуальные основы которой были аргументированы ректором нашего университета Фальковым В.Н. Можно, конечно, сомневаться, что это очередная инновация, но под этим положен опыт, о котором я хотел бы рассказать.

Практико-ориентированного образования, методические основы которого обсуждают практически все вузы страны, - это главный тренд реформы. Но они обсуждают, за исключением Объединенной авиакосмической корпорации, которая уже несколько лет успешно реализует этот проект. Но в нашем тюменском университете уже есть такой опыт и есть результаты, когда теоретические знания естественных наук у студентов получают последовательное развитие с приобретением навыков практических исследований и производства. Это - уникальный продукт плодотворного сотрудничества Тюменского государственного университета и Тюменской нефтяной компании в деле формирования производственной стратегии инновационных практик в освоении крупнейшего месторождения с геологическими запасами нефти порядка 900 млн. тонн и газа – 180 млрд. кубометров. Я вам хочу сказать следующее: реализация этого проекта позволить государству получать порядка 280 млрд. рублей прибыли от поступлений в бюджет различного уровня.

Синхронизация научно-исследовательских, магистерских и других программ инициировала новую генерацию выпускников, которые прошли решающие стадии обучения, прошли углубленную специализацию на производстве. Кстати, лекции им читал не только профессорско-преподавательский состав университета, но и ведущие специалисты компаний, включая юристов, экономистов и инженеров. И, кстати, все выпускники были разобраны на ведущие должности.

Апробированное в пилотном проекте практико-ориентированное образование придает уверенность и оптимизм, что задачи, которые поставлены правительством страны и региона, будут успешно выполнены. В этом процессе организация Политехнической школы на базе ТюмГУ – это знаменательный шаг, обозначающий начало назревших перемен. Спасибо за внимание!

С. Бахтий, управляющий директор ОАО «ГМС Нефтемаш». Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сегодня имеем опыт реализации проекта совместно с университетом, с господдержкой. Мы реализуем крупный инновационный проект для нефтедобывающей отрасли. Оцениваем совместное сотрудничество как плодотворное и намерены его расширять в части использования научного потенциала института . Мы активно используем суперкомпьютер «Менделеев», и это очень нам помогает в наших разработках. Благодарим за государственную поддержку проекта по Постановлению № 218, готовы к дальнейшей реализации серьезных наукоемких проектов с госучастием. Вопрос создания Политехнической школы мы полностью поддерживаем и готовы содействовать. Надеемся получить отлично подготовленные кадры для нашего предприятия. Спасибо!

Ю. Паньков, старший вице-президент компании «Шлюмберже» по России. Хотел выступить в поддержку. Прежде всего, компания «Шлюмберже» – это восемь тысяч человек в области, работников. Сегодня эффективная локализация производства не будет возможна без современных кадров. Поэтому компания полностью поддержит создание Политехнической школы на базе университета. Но и вопрос только связан с тем, чтобы это происходило как можно быстрее поскольку, на сегодняшний день у нас два проекта, очень удачных. Первый проект – это крепление скважин. Второй - сотрудничество в области экологии. И именно по этому направлению нам хотелось бы быстрого продвижения.

Л. Соркин, генеральный директор ЗАО «ХОНЕВЕЛЛ». Мы присутствуем в Тюменском регионе на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе и на заводе Тобольск-Полимер. Мы готовы поддержать проект по направлению нефтегазохимия на основе того опыта, который у нас есть: с Губкинским институтом отработан и с собственной базовой кафедрой в Московском физико-техническом институте. Оснащение лаборатории этого учебного центра здесь, современными аппаратами и программными средствами для подготовки персонала, для подготовки кадров по направлению нефтегазохимия, это то, что мы можем сделать на самом современном уровне.

А. Чуваев, исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия» ОАО «ФОРТУМ». Добрый день! Как выпускник Бауманского училища, я бы хотел обратить внимание на то, что это училище с 1830 года практикует практикоориентированное обучение, это так называемая знаменитая русская, российская инженерная школа, из который вышли немало ученых, включая Можайского, Королева, Глушко, Челомея и так далее. Второе. Попечительский совет может рассчитывать на использование и финского инженерного потенциала. Финский энергетический концерн уже инвестировал в Тюменскую область более 70 миллиардов рублей, является членом Попечительского совета многих ведущих университетов в Финляндии, мы готовы сотрудничать! Спасибо!

В. Якушев. Спасибо! Будем подводить итоги. От членов Попечительского совета мы ожидаем активного участия в формировании программы обучения специалистов, которым будет заниматься Тюменский государственный университет. Нам очень важно, чтобы та материально-техническая база, которая имеется сегодня у ведущих предприятий Тюменской области, могла быть использована Тюменским государственным университетом при проведении практических работ. Поэтому здесь мы тоже рассчитываем на вашу помощь. Максимальная помощь в проведении летних практик на ваших предприятиях, максимальная помощь студентам при прохождении преддипломных практик, при подготовке курсовых работ. Наши студенты должны погружаться в реальную экономику, в реальную жизнь, которая их ждет после того, как они покинут стены Тюменского государственного университета. Вот главная задача, для решения которой мы сегодня здесь с вами собрались. И эту задачу в рамках работы Попечительского совета мы обязательно должны решить! Мы рассмотрели все вопросы нашей сегодняшней повестки.

В. Фальков. Владимир Владимирович, я хочу поблагодарить еще раз всех, кто принял наше приглашение, и отдельные слова благодарности вам за то, что согласились возглавить Попечительский совет. Спасибо большое!

В. Якушев. У нас предстоит очень серьезная работа. Коллеги, я благодарю всех за участие в сегодняшней работе. Спасибо! Успехов и поздравляю с 70-летием Тюменской области!