Маргарита Обращенко: К осознанию будущего пришла в научных экспедициях

Магистрант Института наук о Земле ТюмГУ Маргарита Обращенко, отработав три недели в экспедиции "Арктический плавучий университет", отправилась совершенствовать знания в Стокгольмский университет.

2015
сен
8
Маргарита Обращенко: К осознанию будущего пришла в научных экспедициях
Маргарита Обращенко: К осознанию будущего пришла в научных экспедициях

Магистрант Института наук о Земле ТюмГУ Маргарита Обращенко, отработав три недели в экспедиции "Арктический плавучий университет", отправилась совершенствовать знания в Стокгольмский университет.

--Маргарита, после краткой информации о вашем путешествии вы обещали подробнее поделиться с посетителями нашего сайта впечатлениями об арктической экспедиции.

Обращенко1.jpg

--Говорить об эмоциях, описывать впечатления от путешествия – дело неблагодарное, наверное, для этого необходим особый дар. Покидали материк в июльскую жару, окунулись в леденящую арктическую атмосферу, каждый день новая картинка с непривычными глазу видами. Представьте, Соловецкие острова, места паломничества и мечта многих паломников (я представить не могла). В самом начале пути шторм в шесть баллов. Метеоусловия не позволили высадиться на остров Колгуев (это первая точка после Соловков), и маршрут изменился, вместо Баренцева моря пошли через Карское. Знаменитый Мыс желаний на Новой Земле и известная бухта Тихая на Земле Франца Иосифа, где, между прочим, функционирует метеорологическая станция, живут и работают люди, есть почтовое отделение, с которого все участники экспедиции посчитали долгом отправить открытку.

Обращенко3.jpg

Но постоянная напряженная работа – лекции, семинары, исследования, обработка собранного материала и прочее – придавала реальность бытию. Я работала в почвенно-химическом блоке под руководством доктора географических наук из Института географии РАН Сергея Викторовича Горячкина. Так получилось, что в нашем коллективе оказались одни девушки, и хотя Сергей Викторович постоянно напоминал, что копать – дело мужское, мы, девчонки, постоянно закладывали разрезы, то есть копали и копали. А в некоторых точках, между прочим, на глубине в 30 см начинается вечная мерзлота, которую никакой лопатой не взять.

Обращенко2.jpg

--Вашим коллегам по университету, особенно с младших курсов, должно быть интересно, как удается стать участником столь интересных и познавательных, можно сказать – для избранных, мероприятий, да еще на международном уровне?

--Избранность только в том, что, действительно, проводился отбор. Надо было показать и доказать, что я действительно хочу, могу и буду полезна. Сначала сумела сделать это, чтобы попасть на I этап Международного молодёжного форума «Экспедиция Арктика. Дорога на Барнео», который проходил в феврале на Селигере. Участниками его стали 150 молодых людей из России и других стран Арктического совета. Как потом выяснилось, претендентов было наших около 250 и более сотни из других семи стран, входящих в Арктический совет. В числе соискателей кандидаты наук, магистры, бакалавры, немало представителей общественных организаций и исследовательских институтов.

По результатам множества образовательных и интерактивных мероприятий в ходе работы форума была определена пятёрка победителей, которая отправилась в апреле на дрейфующую полярную станцию «Барнео». Десять человек, в том числе по одному из США и Исландии, награждены сертификатами на участие в экспедиции Арктического плавучего университета. Я попала в счастливую десятку. Всего участниками экспедиции «Плавучего университета» на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов" стали 58 человек, в том числе 9 иностранных граждан. И это не только молодежь, было много опытных и авторитетных ученых и специалистов по вопросам Арктики.

--Заявляясь на Селигер, вы уже осознанно устремились к Арктике. Почему потянуло на эти «приключения»? Ведь в Арктике не только холодно.

--Специалитет Института наук о Земле ТюмГУ я окончила по курсу «Использование и охрана природных ресурсов» направления «География». В магистратуре познаю геоэкологические основы устойчивого водопользования, обучаясь на направлении «Экология и природопользование». Будучи студентом, участвовала в конференциях, но никогда это не было связано с Арктикой. А наша Тюменская область очень большая, включает Ямал, который по-прежнему мало изучен. В какой-то момент я поняла, что Форум – отличная возможность попасть в наши арктические широты.

Там было много именитых лекторов, которые не только давали нам новые знания, но очень увлекательно рассказывали об арктических регионах. В итоге уже на Селигере я убедилась, что Арктика меня привлекает не просто из любопытства. А после экспедиции «Арктический плавучий университет» мне кажется, что я определилась с моим местом в жизни и в науке. Планирую писать магистерскую диссертацию по почвам арктического региона на основе материалов, собранных в экспедиции. Сейчас готовлю научную статью по результатам экспедиции (это является одним из обязательных условий «Плавучего университета»).

--Для вас это не первое большое путешествие?

--Да, я уже участвовала в археолого-географической экспедиции Российского географического общества Кызыл – Курагино, а в прошлом году посчастливилось работать в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Официально числилась волонтером, но получилось больше быть ассистентом у научных работников, которых приезжает в заповедник великое множество.

А если вернуться к вопросу об интересе моих младших коллег к путям участия в таких мероприятиях, то хочу заметить, что обучение в Институте наук о Земле, если оно не для галочки со своей стороны, априори предполагает интересную жизнь, насыщенную познавательными путешествиями. Например, я была на практике на Байкале, и это не за какие-то особые заслуги. А если хочешь большего разнообразия, надо, конечно, самому быть активным, искать и находить то, что тебя интересует, доказывать, что способен к этому. Я так делаю. По большому счету, и в магистратуру пошла, чтобы продлить студенческие годы, чтобы участвовать в конференциях, в таких вот путешествиях, о которых сейчас говорим. И в будущем я хочу работать преимущественно в полевых, экспедиционных условиях.

--Главный для вас итог «Плавучего университета»?

--Итогов много. Об удовлетворении научных интересов уже коротко сказала. Еще обрела немало друзей и приятелей. Познакомилась со многими учеными. Люди, читавшие нам лекции, все имениты, и каждый заявил о своей открытости для контактов в будущем, обещал поддержку в продвижении публикаций. Усовершенствовала свой английский, так как ежедневно приходилось общаться с иностранцами, и некоторые лекции читались на английском языке.

--Полугодовая стажировка в Стокгольмском университете как-то связана с этим путешествием?

--Только тем, что там я продолжу работы, связанные с многолетней мерзлотой. Попала же туда другими путями. Можно сказать, что пути в экспедицию и в зарубежный университет получились параллельными – это вся моя учебная и научная деятельность в предыдущие годы и определенные усилия в нужное время для достижения той и другой цели.

Чтобы поехать в Стокгольм, я также подавала заявку, писала мотивационное письмо, получала рекомендательные письма… А еще это стало возможным благодаря тому, что оба университета – Тюменский государственный и Стокгольмский – состоят в международном сетевом «Университете Арктики» (в эту Ассоциацию входят более 170 университетов, колледжей, других организаций сферы высшего образования и исследовательской деятельности в арктическом регионе). В широкой сфере его деятельности есть программа студенческой мобильности «Север – Северу», предусматривающая, в том числе, студенческий обмен. Мне удалось выиграть один из грантов на полугодовую стажировку в Стокгольмском университете.

--Маргарита, при столь активной учебной, научной, общественной (волонтерство) деятельности как же строить так называемую личную жизнь?

--Даже не задумывалась на эту тему – здесь у меня все в порядке, все складывается каким-то естественным образом. Привыкла активно проводить свободное время: летом всегда на велосипеде, в том числе – в университет; зимой катаюсь на сноуборде, выезжала на Урал. Может быть, мне несколько легче, чем другим в плане «личной жизни» – мой молодой человек учился в параллельной группе и хорошо меня понимает. А вообще, я думаю, противопоставлять учебу и научную работу своему хобби и всему, что обычно называем личной жизнью, наверное, неправильно. Одно другому только помогает, что в итоге позволяет успевать и получать определенные успехи.



Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ

Геннадий Бессонов

Меню