«Квадрат Декарта», «Гуманитариус» и другие из мирового тренда

«Квадрат Декарта», «Гуманитариус» и другие из мирового тренда

26 Февраля 2016 2828

В Учебно-научной школе ТюмГУ грядет очередная, весенняя сессия «Гуманитариус». Она соберет школьников, увлеченных изучением истории, обществознания, русского языка и литературы. В первой, зимней сессии, получившей имя «Квадрат Декарта», участвовали юные математики и физики. Насколько удался новый проект университета? В беседе с нашим корреспондентом на эту тему на опыте «Квадрата Декарта» рассуждает известный педагог и мастер ТРИЗа с мировым признанием Анатолий Гин.

Гин Анатолий Александрович. Вице-президент международной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), руководитель Международной лаборатории образовательных технологий (Образование для Новой Эры).

--Анатолий Александрович, насколько, на ваш взгляд, соответствуют статусу, целям и задачам классического университета формат, многообразие тем, межрегиональность и прочие характеристики нового проекта ТюмГУ – Учебно-научной школы.

--Сегодня, говоря о подготовке современного образованного молодого человека, надо иметь в виду не столько выбор какой-то узкой профессии и обучение в этом направлении, сколько развитие такого типа мышления, с которым человек может очень быстро перестраиваться, осваивать новое. Потому что мир и, соответственно, содержание профессий очень быстро меняются.

Это очень хорошо видно на примере информационных технологий. Если человек здесь по каким-то причинам выпал из профессии и вернулся в нее года через два, почти все надо изучать заново. И в других сферах очень быстро меняются либо сами профессии – функции, которые они несут, либо технологии, с помощью которых они осуществляются. Поэтому именно университетский подход в подготовке специалиста (а он изначально, со средневековья был задуман как разносторонний) – совершенно верное направление. Он позволяет формировать такую креативную элиту, которая будет развивать территорию, страну, общество и т.д.

В этом плане Учебно-научная школа – проект совершенно верный, абсолютно в мировом тренде, что убедительно подтвердила ее первая сессия «Квадрат Декарта».

--То есть мероприятие получилось. А дети готовы к такому формату, им по силам предложенный организаторами материал?

--Не претендую на полноту оценок, так как детей было очень много, а общение с ними недостаточно продолжительно, но некоторые выводы могу сделать. Я бы так сказал: половина отобранных детей – это те, с которыми точно нужно продолжать заниматься. Про остальных так утвердительно не могу сказать по уже названной причине, или потому, что есть, например, просто молчуны, но очень талантливые. Из отмеченной половины еще половина – блестящие ребята: живые, эрудированные, со здоровой психикой, которые не только знают и любят те же математику и физику, но танцуют и поют, обладают хорошим юмором. Меня это очень радует, с такими очень приятно работать. Радость оттого, что видишь, как растут эти дети.

--Педагоги достойны таких детей?

--Про всех также не могу сказать, но у вас там есть настоящие звезды. Они классные специалисты, педагоги и, конечно же, достойны работать с такими детьми. В последний день устроили креатив-бой – состязания между ребятами и их наставниками по принципу «Что? Где? Когда?», но построенные на изобретательских задачах. Мы много раз проводили подобное на других мероприятиях, и чаще побеждают дети. У вас победили преподаватели, хотя дети были очень сильны. То есть, на сессии «Квадрат Декарта» Учебно-научной школы ТюмГУ собралась очень сильная команда преподавателей.

--По положению о Научно-образовательной школе университет продолжит сотрудничество с ее лучшими учениками. Вы каким-то образом будете в этом участвовать?

--Обязательно. Я не могу, конечно, постоянно пребывать в одном регионе (у меня проходят семинары и другие мероприятия в ряде российских регионов, в странах Европы, Азии, Америки). Поэтому хочу максимально подготовить к такой деятельности именно ваших преподавателей. Наша команда будет работать с ними и очно, и на дистанционной площадке. Вообще моя задача – в разных регионах подготовить своих креативных звезд в этом деле.

--Близко познакомившись с проектом Учебно-научная школа, что хотели бы посоветовать университету в работе с одаренными, перспективными детьми?

--Я уже вижу здесь неплохие признаки системы (мне довелось поработать также в Школе одаренных ТюмГУ). Но это еще начало. Нужно так выстраивать работу, чтобы система присутствовала в отборе детей, их мотивации, в занятиях с ними, чтобы она действовала в течение некоторого времени (пролонгированная система). Если выстроите такую систему, она точно будет давать очень хорошие плоды.

 

 

Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ


Поделиться