Интеллектуальный ресурс университета как фактор развития производства

Интеллектуальный ресурс университета как фактор развития производства

20 Марта 2017 283

На базе Тюменского завода АО «ГМС Нефтемаш», входящего в состав крупного многопрофильного холдинга «Группа ГМС», второй год работает университетская базовая кафедра расходометрии нефти и газа. Есть первые выпускники  с хорошим началом профессиональной карьеры, успехи в учебной и научной деятельности, перспективы развития. Недюжинные педагогические способности проявил здесь главный метролог завода Сергей Никулин, возглавивший кафедру. Коллеги и студенты называют его локомотивом всех процессов на кафедре и соавтором ее достижений. 

IMG_20170316_133255.jpg

– Сергей Геннадьевич, интерес вуза к созданию такой структуры понятен – практико-ориентированное обучение со всеми вытекающими. Каков резон машиностроителей?

– Немного предыстории. В 2012 году Евгений Викторович Голубев, бывший в то время директором Технопарка ТюмГУ, предложил совместно «придумать» перспективный проект. До этого у завода не было деловых взаимоотношений с университетом, зато была извечная проблема измерительного стенда. Мы занимались изготовлением установок для измерения количества нефти и газа, а чтобы с высокой точностью считать погрешности измерений, выверить конструкцию, отработать методику измерений и т.д., необходим исследовательский многокомпонентный стенд (эталон расхода). И в предложении Голубева, за которым стоял огромный научно-исследовательский потенциал университета, мы увидели перспективы решения нашей проблемы.

В итоге совместными усилиями выиграли правительственный конкурс и за три года спроектировали и построили не имеющий аналогов в России многофазный научно-испытательный стенд.  

Таким образом, говорить о преобладании чьих-либо интересов не приходится. Здесь как никогда подходит понятие взаимовыгодности.

– Это на стадии создания стенда…

– На той же стадии стало ясно, что такой интеллектуальный механизм может и должен служить не только совершенствованию производства на заводе, но и образовательному процессу в университете, научным исследованиям его сотрудников. Для этого из многих вариантов выбрали создание на базе стенда кафедры расходометрии.

– Что сегодня здесь преобладает – образование, наука, практическая деятельность в интересах предприятия?

– Успешно развиваются все эти направления. И говорить о преобладании какого-то из них я бы не стал. Они существуют даже не параллельно, а в тесном взаимодействии, взаимопроникновении одного в другое.

Изначально исходили из того, что мы (на заводе) – «железячники». Делаем «железо», и хорошо делаем. Конструкции собираем многих наименований и высокой сложности. А вот за методологией приходилось регулярно обращаться в центры стандартизации и метрологии, проектные и исследовательские институты. Это не всегда оперативно и удобно, зато всегда дорого. Поэтому сразу договорились, что все процессы на кафедре – обучение, практики, исследования – будут ориентированы и на производство.

Так оно и складывается. Процентов 90 заданий, разрабатываемых тем так или иначе связаны с задачами завода. Мы не пресекаем, даже поддерживаем всё, что ребята «придумывают», все их идеи, какими бы далекими от наших проблем они ни казались поначалу. В первую очередь это, конечно, расходометрия, измерительные установки, методики, средства измерения. В сфере интересов ребят есть также вопросы биоэнергии, переработки, начинаем вникать в робототехнику, техническое зрение и системы управления технологическими процессами. 

– Из названной триады как, в частности, организован учебный процесс?

– Если говорить о текущем, то в первом семестре основу составили лекции по расходометрии, были и элементы практики. Ребята получили необходимый уровень знаний метрологии, которые им как раз нужны сегодня, когда преобладают практические занятия здесь, на заводской составляющей кафедры. Две группы второго курса технической и нанофизики, каждая разделена на две подгруппы по 10–15 человек. Плюс около десятка студентов, преимущественно третьекурсников, занимаются факультативно. Они официально, по договору оформлены на производственную практику до конца года, заняты своими разработками. У них свободный график, мы оформили им пропуска, чтобы они в любое время с 8:00 до 17:00 могли приходить сюда. Здесь преобладают физики, есть химик, математик. Последних, кстати, хотелось бы иметь побольше в связи с некоторыми нашими новыми планами.

Вообще, если замечаю, что кто-то из ребят начинает проявлять интерес к какой-то конкретной теме, приглашаю на факультатив.

Такое сочетание теории и практики в обучении имеет далеко идущие цели. Многим технарям в свое время доводилось, наверное, получать по приходу на производство рекомендации забыть все, чему учили в институте, и начинать учиться тому, что надо этому производству. Выпускникам университета, прошедшим базовую кафедру, на производстве так не скажут. На нашем стенде, на наших установках они познают всю практическую технологию в избранном направлении, в данном случае – в расходометрии и ее составляющих. Более того, мы даем все сопутствующие дисциплины, например, как вести сертификационные испытания, весь процесс сертификации. С этими вопросами, как показывает практика, есть проблемы даже у действующих инженеров солидных предприятий.

– Кто с ребятами занимается на практической части и как? Пришли, сели за компьютер…

– Занятия по расходометрии – это, преимущественно, моя обязанность, в том числе и лекции я читаю. Сейчас в направлении робототехники подключается еще один инженер заводского отдела метрологии, но пока это больше «на общественных началах», по его личной инициативе. Что касается компьютера, без него, конечно, никуда. Например, ребята делают систему управления нагревателем, обязательно используются сами блоки управления, но, в общем, эта работа из области программирования, и здесь компьютер задействован естественным образом. 

– Что из научных изысканий можете занести в актив кафедры?

– Все, что делается факультативно, – это уже научная работа. Настолько, что три темы получили поддержку программы «Умник». Реализация изысканий магистранта Алексея Бессараба и аспиранта Евгения Зайцева по оптическому поточному влагомеру (это в очень общих словах) позволит выйти на расходомеры пятого поколения и, наконец-то, уйти в этом вопросе от импортных технологий, эффективно заменить аналогичные импортные приборы. Думаю, это внесет хороший вклад и в государственные программы импортозамещения.

– Наконец, «меркантильные» интересы завода от участия в образовательном процессе университета…

– Я уже говорил о 90 процентах… Немного конкретики. В прошлом году четверо ребят защитили дипломы бакалавра по конкретным разработкам по заводским темам: расходы, давление, температуры, установки… Все они получают воплощение в «железе». Еще один диплом реализован в конкретную эталонную установку в Тюменском ЦСМ (Центре стандартизации и метрологии).

Предлагаю ребятам заниматься массометрией, плотнометрией, влагометрией, которые открывают им хорошие профессиональные перспективы в связи с планами завода по расширению линейки продукции. Идей много на кафедре. Она своими исследованиями и кадрами способна обеспечить расширение объемов производства и ассортимента продукции предприятия.

– Выпускники кафедры найдут применение только на вашем предприятии?

– Конечно, мы имеем виды на своих воспитанников. Один магистрант уже работает инженером в моем отделе, аспирант – инженером на кафедре. Но выбор у выпускников гораздо шире рамок одного предприятия. У меня уже сейчас есть заказ на двух специалистов из других фирм.

Ребята здесь учатся не только понимать принципы и собирать конструкцию, но и управлять всем этим, разрабатывать методики, по которым другие этому будут учиться, а потом и работать по нашим системам управления, например, на объектах нефтегазового комплекса и не только.

Справка. Никулин Сергей Геннадьевич. Инженер, химик-технолог, начинал трудовую деятельность на Нефтемаше, предприятиях «оборонки», работал в ЦСМ, осваивал нефтегазовый комплекс на Тюменском Севере, с 2008 года – главный метролог машиностроительного завода АО «ГМС Нефтемаш». «Преподавать – очень интересно. Особенно, когда ребята хотят понять и понимают», – уверяет сегодня инженер машиностроитель.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться