Ядерная программа станет визитной карточкой ТюмГУ

Ядерная программа станет визитной карточкой ТюмГУ

22 Января 2018 9052

Развитие «цифры» сопровождается персонификацией всех сторон жизни человека, и сфера образования не исключение. Университеты должны выйти из рамок подготовки кадров для существующих индустрий, высокие темпы развития технологий предопределяют необходимость работать на опережение с учетом образа будущего. Это означает, что вузам уже сегодня нужно изменить логику образования, не осуществлять подготовку «под рабочее место», а формировать набор компетенций, позволяющих выпускникам самим создавать новые виды бизнесов, новые виды деятельности, новые рабочие места.

Именно с этой целью в университете был запущен проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих обеспечить, с одной стороны, широту образования, а с другой – глубину освоения профессиональных областей знаний. Это позволит студентам сформировать уникальные наборы компетенций и максимально реализовать себя в «неопределённом» будущем.  

Об этом и других современных тенденциях учебного процесса в университете рассказывает проректор по образовательной деятельности Таисья Погодаева.

DSC_4508.jpg

– Таисья Владимировна, текущий учебный год можно, наверное, назвать началом великих перемен в образовательной деятельности ТюмГУ. Что конкретно нового уже появилось и чего ждать во втором семестре?

– 1 сентября 2017 года запущены два крупных образовательных проекта. Один из них – Школа перспективных исследований (Школа). Здесь мы реализуем относительно новую для российских реалий модель свободного образования. Но это не единственное, что отличает Школу, она спроектирована как Honors College, что в наиболее приближенном толковании можно представить как альтернативное образовательное пространство, ориентированное на талантливых студентов, нацеленных на получение фундаментальных знаний и расширение своего интеллектуального капитала.

Хочу заметить, что наряду с особенностями образовательной модели Школа – это новый формат работы с талантами вообще. Во-первых, уже сама аккумуляция их в одном месте дает большой синергетический эффект. Во-вторых, интерактивный формат обучения и постоянное взаимодействие в различных проектах позволяют получить максимум пользы от пребывания в университете.

Образование в ТюмГУ в соответствии с Программой повышения конкурентоспособности вуза (участие в проекте 5-100) должно выстраиваться по лучшим мировым образцам и быть эталоном национального образовательного пространства. Поэтому параллельно со Школой идет трансформация образовательного процесса, в частности, внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в ряде учебных институтов университета.

На первом этапе право участвовать в этом проекте получили на конкурсной основе Институты социально-гуманитарных наук, психологии и педагогики, химии.

– Какие-то перемены здесь уже присутствуют или это дело будущего?

– Отличительная особенность проекта заключается в возможности студента сформировать уникальную образовательную программу. Уникальную в том смысле, что у каждого может быть свой образовательный учебный план. Это обеспечивается, в первую очередь, за счет изменения подходов к вариативности. Традиционно возможность выбора была достаточно мала, две-три позиции максимум. Кроме того, ограничивалась и дисциплинарная композиция. Сегодня на выбор представлены 95(!) элективных дисциплин из пяти областей знаний. Уже 20 января мы запустили первый этап процесса выбора элективов, в ходе которого каждый первокурсник из названных институтов сможет сформировать портфель курсов согласно его интересам. Этот процесс будет продолжаться по 28 января.

Еще раз подчеркну, что цель элективов – это формирование широты образования и выстраивание системы междисциплинарных связей, что так необходимо современному выпускнику. Это полностью соответствует федеральным образовательным стандартам и направлено на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций.   

– Сами выбирают? Будут кем-то направляться?

– Элемент выбора – ключевой момент в модели ИОТ. Естественно, никто никому ничего не навязывает и навязывать не будет. Студенты могут выбрать те курсы, которые им действительно интересны и могут быть полезны в будущем. У каждого из первокурсников, вступивших в проект ИОТ, есть свой тьютор, причем с самого начала учебного года, еще с ориентационной недели. Тьюторами выступают преподаватели и студенты старших курсов. Последних немного, но зарекомендовали они себя очень достойно.

Кстати, ориентационная неделя, с которой начался образовательный процесс текущего учебного года, также из ряда изменений. В рамках этой недели мы не только познакомили студентов с университетом в целом, с профильными институтами, с ключевыми аспектами образовательного процесса, но и провели «первый подход к снаряду» – протестировали их «мягкие» компетенции: коммуникативность, способность делать ответственный выбор, лидерские качества и т.д. Здесь же они встретились со своими тьюторами, с помощью которых отрабатывали элементы выбора.

– Предлагаемые на выбор курсы – эксклюзивные разработки ученых и преподавателей ТюмГУ или что-то уже имеющееся, рекомендуемое «сверху»?

– Все курсы попали в пространство для выбора только по результатам конкурса. Комиссия из числа представителей институтов, управлений по образовательной деятельности и по работе с персоналом, внешних экспертов заслушивали концепцию курсов. В результате авторы имели возможность получить внешний взгляд на их труды, услышать мнение коллег из других институтов об актуальности предложенных материалов, доработать свой курс с учетом экспертизы внешней по отношению к университету и внешней по отношению к той области знаний, которую они представляют.

Это очень важно, потому что курсы по выбору действительны для всех направлений подготовки. Но не секрет, что в рамках одной дисциплинарной области у нас складывается стереотип видения, естественным путем формируются профессиональные рамки. Общаясь с коллегами из других дисциплинарных областей, получаем возможность посмотреть на свою дисциплину со стороны. Многие коллеги были полны, не побоюсь этого определения, энтузиазма от такой возможности, осознавая, что в каких-то моментах зашорены в силу привычки, что «так сложилось», что «есть традиции, обычаи», а в итоге какие-то вещи подаются определенным образом не в силу требований современности, а оттого, что «так всегда было».

– На выбор представлены 95 элективов, все прошли конкурсный отбор… Значит, работ было больше, преподаватели проявили активность?

– Изначально их было около 400, причем некоторые преподаватели предложили несколько курсов. В результате первого этапа отбора осталось около 200, после второй итерации из них отобрали 95. Сейчас идет вторая волна отбора, и, хочу заметить, около десятка курсов предложены внешними авторами. Данный процесс будет ежегодным. Дело в том, что в 2019 году в проект индивидуальных образовательных траекторий планируется ввести весь университет, а уже в следующем учебном году к нему присоединится (и снова на конкурсной основе) еще один институт, то есть число студентов, выбирающих элективные курсы, будет постоянно увеличиваться.

– Но есть еще и обязательные дисциплины для всех...

– Помимо расширения вариативности, изменения подходов к ее реализации, то, что я называю «истинная» индивидуализация, у нас еще произошло изменение структуры образовательных программ и образовательного пространства. Раньше все программы существовали сами по себе, изолированно, иначе говоря, каждая была отдельным образовательным пространством. Сейчас выстроена другая модель. Есть образовательное пространство университета. Из него формируются образовательные программы институтов. У нас появилась «ядерная программа», так называемый Core Curriculum. Это перечень дисциплин, которые обязательны для изучения всеми студентами, которые пришли в университет на данные направления (три упомянутых института с ИОТ). Повторюсь: через определенный период времени такая модель будет обязательной для всех студентов ТюмГУ, в итоге ядерная программа станет визитной карточкой нашего вуза, будет определять его идентичность.  

– Как, на основе чего формируется ядерная программа?

 – В любой образовательной программе есть блоки общепрофессиональных и общекультурных компетенций. Последние, пожалуй, даже более значимы, так как высшее образование – это не только получение навыков «под рабочее место». Ядерная программа направлена на формирование цифровых компетенций, компетенций системного мышления, критического мышления, умения работать в современных мультикультурных междисциплинарных командах, способности гибко адаптироваться к происходящим изменениям и принимать решения в условиях неопределённости.   

В настоящее время, в условиях технологического прогресса очень быстро меняются требования к рабочему месту. За те четыре-шесть лет, в которые идет процесс подготовки в университете (бакалавриат, магистратура), эти требования настолько изменятся, что нам всегда придется только догонять. А это дело настолько же безнадежное, как бежать за уходящим от остановки автобусом. Единственное, что мы можем противопоставить такой ситуации, это дать нашим студентам возможность получить компетенции, которые позволяют быстро ориентироваться в любой ситуации, системно решать проблемы, делать осознанный выбор, в конце концов – менять то рабочее место, на которое пришел выпускник университета, в соответствии с вызовами времени.

При этом, естественно, не умаляется важность профессиональных компетенций. Бытует мнение, что мы сократили количество профессиональных дисциплин. Хочу подчеркнуть, что доля профессиональных дисциплин не сократилась, а по ряду направлений даже увеличилась, единственное, что мы их сконцентрировали на 2–4 курсе.   

Сегодня у нас в ядерной программе три основных курса: философские методы в цифровую эпоху, Россия и мир, естественно-научная картина мира. Со следующего их будет четыре – добавляется дисциплина, направленная на формирование базовых цифровых компетенций.

Таким образом, ядерная программа направлена на то, чтобы, помимо формирования идентичности, принадлежности к университету, дать студентам набор компетенций, который просто необходим, чтобы стать успешными людьми в том неопределенном будущем, которое ждет их по окончании вуза.

– Позади первая половина учебного года. Как она складывалась для студентов, открывающих эти новые проекты, программы?

– На первых порах им тяжело было работать в группах. Дело в том, что сейчас нет той стандартной группы, в которой студент пребывает все годы обучения в университете. У него в рамках ядерной программы – одна группа, в рамках подготовки языковых компетенций – вторая, в рамках профильных дисциплин – третья… Соответственно, составы групп постоянно меняются.

Что этим достигается? Во-первых, многочисленные новые знакомства развивают коммуникативные навыки. Во-вторых, в рамках ядерной программы группы формируются рандомно, то есть химики с лингвистами, историками, журналистами и т.д. Здесь формируются навыки междисциплинарного диалога. Эти и другие особенности построения образовательного процесса на первых порах порождали немало трудностей для ребят вплоть до откровенного недопонимания. Сейчас им нравится, многие подружились, какие-то совместные активности появляются и вне университета.

Еще одна важная составляющая – это организация социальной практики. По большому счету она направлена на формирование первичных компетенций по управлению проектами. В первом семестре первокурсники прошли социальную практику в форме 4-дневного курса игропрактик, направленных на коммуникацию, изучение основ проектирования, навыки пользования программным обеспечением по управлению проектами. Практический курс был дополнен онлайн-лекциями, интерактивными заданиями и очными консультациями с экспертами-разработчиками курса. Результатом стала разработка проектов, некоторые из которых рекомендованы к реализации и получат финансирование.

– Еще одно новшество – общеобразовательным дисциплинам с этого года отдан только один семестр…

– Действительно, основные общекультурные компетенции формируются на первом курсе, но выбор есть все четыре года бакалавриата. Единственное, что масштаб выбора меньше, но он сохраняется, и каждый год студенты будут выбирать три дисциплины из образовательного пространства университета.

Выбор «прошит» везде: в блоках общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. То есть, продолжая учиться на 2–3–4 курсах, студент выбирает из общеуниверситетского образовательного пространства по три дисциплины каждый год. При этом у него есть возможность выбрать так называемый майнор – это блок из пяти дисциплин, обеспечивающий формирование дополнительных компетенций. Например, студент-химик понимает, что ему в будущем будут полезны компетенции из области, допустим, экологии. Он может выбрать себе майнор по экологии – пять дисциплин, направленных на формирование компетенций в области экологии, природопользования и т.п.

– Исходя из посыла, что сегодня главное – человеческий капитал, надо, наверное, отметить место и роль во всех этих преобразованиях преподавателей университета. Как они воспринимают новшества? 

– По-разному. Есть те, кому в последние годы не хватало драйва, и они с очень большим оптимизмом включились в работу, предлагают курсы, занимаются проектированием образовательного пространства в рабочих группах. Понимание приходит во время «делания», и каждый преподаватель, заявивший элективы либо реализующий их в рамках новой модели, все больше включается в процесс. Это подтверждает практика. Возникает возможность заявить свой курс, реализовать себя профессионально, и вот на очередной конкурс элективов уже подано более 300 заявок. Куда уж красноречивее?

 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться