Лев Манович: Мне очень повезло – моя идея вписывается в планы ТюмГУ

Лев Манович: Мне очень повезло – моя идея вписывается в планы ТюмГУ

18 Февраля 2019 1676

С прошлого года в Институте социально-гуманитарных наук ТюмГУ работает Лаборатория культурных трендов. Ее возглавил один из ведущих теоретиков цифровой культуры, исследователь новых медиа, профессор Городского университета Нью-Йорка Лев Манович.

Манович DSC_0905.jpg

 – Большинство ваших исследований и медиа-проектов были созданы в Америке, как появилась идея российского проекта?

– Периодически, каждые пять – шесть лет, я приезжал в Россию. В 2015 году вернулся сюда после семилетнего перерыва, кроме Москвы побывал в Казани. И был поражён изменениями. Появилось новое поколение, то, что я называю «Instagram Generation». Это интеллигенция, которая, в отличие от своих предшественников, глобальна. Люди прекрасно знают иностранные (в основном, английский) языки, следят за всеми новостями, с ними можно обсуждать то же самое, что с другими в любой другой точке мира. Но при этом они сохранили уважение к высокой культуре. Из других интересных моментов обратил внимание, что в Москве, например, стали очень популярны авангардные театры, сочетающие в себе лучшее из современности и из ХХ века.

И я сказал себе: хочу рассказать про это всему миру. Потому что, к сожалению, сегодня media-coverage по России не очень позитивное (уверен, это, конечно, изменится).

Через пару лет довелось побывать в Екатеринбурге, Красноярке, Тюмени. И даже для меня, человека, который изучает современную культуру, урбанистику, это был шок. Большие города, такие современные люди, передовые школы, как, например, Тюменский госуниверситет, модные кафе… То же самое, что и во всём мире, но при этом своя специфика.

После этого я уже решил для себя: хочу посвятить несколько следующих лет своей жизни тому, чтобы рассказать, показать и самому про это больше узнать.

Так и родилась эта идея проекта, который будет про весь мир, но будет делаться в России. Более того, он будет использовать Тюмень как место, в которой все эти тренды отражаются.

– Почему именно Тюмень?

– Мне очень повезло: Тюмень просто идеальна для проекта, и моя идея вписывается в планы Тюменского госуниверситета. Теперь у нас здесь лаборатория, исследовательская база.

– Лаборатория культурных трендов… Как это можно объяснить человеку, который не увлекается современной гуманитаристикой, современной культурой? Скажем так: что это за проект?

– Под термином «культура» можно понимать разные вещи. Вы можете пойти на веб-сайт открытых данных Министерства культуры России и там найдете данные про музеи, концерты, выставки, кино… Это традиционное понимание культуры. Культура в более гуманитарном понятии – это культурные объекты. В антропологическом смысле культура – где и как мы проводим свободное время, наши любимые кафе, торговые центры, наши посты в Инстаграмме. Для меня культура это и то, и это. И культурные тренды –это не просто «сегодня мы любим серое, а завтра все носят макси или мини», это также наши ценности, наше понимание себя и всего мира.

– Расскажите несколько подробнее, чем будет заниматься лаборатория. Складывается впечатление, что вы попытаетесь измерить культуру с помощью «цифры»?

– Когда я продумывал этот проект, главной была идея измерения. Есть разные методы. Чаще – с помощью опросов: «насколько люди счастливы», «насколько уверены в будущем»?..

Но теперь главное для меня – создать карты, которые визуально покажут, что современная культура существует практически везде. Они позволят нам сравнивать: вот в этих 300 городах есть неделя моды, неделя дизайна, а в этих 30 тысячах городов есть школа по фотографии… Сегодня никто этого не знает, таких карт не существует.

Второе – графики, которые покажут, как это развивается во времени. Мы, например, собрали данные про все художественные биеннале, которые были в прошлом году. И мы знаем, когда каждый из них начинался. А потом сделали график, который показывает, как растет их количество. Первый был в 1895 году, второй – в 1920, к 1990-му их было 20, с 1997 года график практически вертикальный.

Такие карты и графики – это абсолютно точный ответ на вопросы «чем будете заниматься» и «как объяснить это простому человеку». Наш проект – это систематический взгляд, обзор культурных мест и событий по всему миру, создание первой карты мировой культуры, которая покажет, что происходит в разных странах и городах. Она поможет понять, насколько отличаются или не отличаются русские города от других, насколько Тюмень отличается от других городов России; как разные города участвуют в культурной жизни сегодня, и почему некоторые появляются в мировой печати, на мировых картах и обзорах, а другие нет.

Началом проекта можно считать момент, когда года два назад я понял, что количество этих мест и событий настолько возросло за последнее десятилетие, что это переросло уже в Big Data. Раньше для меня это были миллионы фото в Instagram, а теперь, наверное, это будут миллионы событий.

– Эти исследования ради?..

– Мне кажется, есть большая разница между пониманием таких проектов в России и других странах. Во многих странах такой вопрос вообще не стоит. Потому что там есть более сильная академическая культура, там каждый год государство тратит биллионы долларов на гранты. Гуманитарные и социальные науки ведут исследования, создают новые концепции, меняющие мир. Это иногда занимает годы, иногда – десятилетия. С такой точки зрения можно сказать, что это исследование ради исследования.

Но ведь в этом нет ничего плохого. О многих фундаментальных исследованиях в большинстве научных сфер можно так говорить (и говорится).

Конечно, у нашего проекта будут практические применения. Во многом это зависит от воображения людей, которые посмотрят на результат. Как вариант, условный и примитивный: мы видим, как наш город появляется/не появляется на мировых картах. Что нужно сделать, чтобы он отражался больше?

Второе применение. Я заметил, путешествуя по разным странам и городам, что в региональных городах типа Тюмени люди думают: всё лучшее в Москве (Нью-Йрке, Лондоне и т.д.), у нас ничего не происходит, здесь я ничего не добьюсь, надо уезжать… Я-то вижу, что тут всё происходит, только в других масштабах.

Я надеюсь, что наши исследования, наши карты принесут, прежде всего, психологическую пользу. У людей появится другая самооценка, они будут понимать, что смогут сделать в этом городе (или для чего поехать в другой). Я надеюсь, это поможет стимулировать некоторым их воображение и по-другому посмотреть на себя и свой город.

Это не то же самое, что построить новый жилой комплекс или мост. Но когда у людей меняется понимание, кто они, что могут сделать, что происходит в этом городе, пользы даже больше.

Мне порой кажется, что по-прежнему наш мир существует по системе центр – периферия, и все движение между ними. Но, с другой стороны, мы периодически видим, как периферии пытаются объединиться. Будем надеяться, что мой проект сыграет свою роль и в этом контексте.

– Как вы себе представляете портрет человека, которому может быть интересно это исследование? Кто целевая аудитория?

– Мы делаем такие проекты с 2008 года, на сегодня их шесть больших и три – четыре десятка поменьше. Некоторые были очень успешны, про них писали в «New York Times», «Wallstreet Journal», у каждого проекта есть вебсайт. Там приведена аналитика, при помощи которой можно увидеть «портрет» людей и компаний, которые интересовались тем или иным проектом. Я вижу, что наши проекты смотрели люди из 20 тысяч городов мира. Это молодые и не только, мужчины и женщины, разных типов компании.

Любопытная деталь: до 2015 года самым заинтересованным городом (по количеству посещений наших сайтов) был Нью-Йорк, следом Лондон, Лос-Анджелес, Париж. Но за последние пару лет на первом – втором местах всегда появляется Москва. То есть мое присутствие, лекции, активность привели к тому, что у меня здесь уже аудитория, у моих проектов – сторонники. Авторы многих других проектов делают их, используя наши методы.

– Как будет формироваться команда «тюменского» проекта, как можно в неё попасть? Кто вам нужен?

– У нас система такая: есть я, который придумывает проекты, концепты, пишет и редактирует тексты, выступает координатором. Привлекаются дизайнеры, специалисты по программированию, по сбору и обработке данных... При этом я руководствуюсь аксиомой, что работа с человеком, достигшим вершин в своей профессии, – это замечательно и очень продуктивно. С начинающим – это тоже прекрасно, просто это займёт много времени, чтобы помочь ему адаптироваться. Поэтому я привлекаю ведущих людей, хотя в каждом проекте также участвуют студенты.

По такому принципу формируется и команда «тюменского» проекта. При этом хочу, чтобы максимальное число участников были из России. В их числе московская компания «Хабидатум». Это первая компания в России, которая специализируется на сборе и анализе городских данных про города. Она уже делала небольшие проекты, похожие на то, что мы задумали здесь. В компании работают очень творческие люди, интеллектуальные коллабораторы, мои коллеги. Каждый раз, когда я с ними общаюсь, идеи проекта расширяются.

Президент компании Алексей Новиков – один из самых авторитетных теоретиков урбанизма в России, он в течении трех лет был деканом школы урбанизма в ВШЭ.

Кроме этого нам нужны люди, которые будут собирать данные, фотографировать Тюмень, свои города, отсылать фото... В принципе, я могу принять любого человека из России, не из России, студента, профессора, журналиста – мы открыты для людей самых разных профессий. Потому что сегодня миллионы умеют работать с данными и фотографировать, у многих есть навыки, которые нам нужны. И, конечно, очень надеюсь, что студенты ТюмГУ станут членами нашей команды. Это будут не толпы молодых людей, но несколько студентов мы готовы принять на любой стадии. Для меня лично это важно – я уже достиг высот в своей области, и мне приятно работать с молодыми, передавать им свои знания, у меня даже схема сложилась: если человек работает с нами в команде, его имя будет стоять рядом с моим, как в титрах фильма, где указываются все участники проекта.

Вы увидите наш сайт, почту нашей лаборатории и, если можете что-то интересное предложить в нашей теме, мы с удовольствием вас пригласим, мы открыты для всех.

– Какова протяженность этого исследования во времени, ведь какие-то данные будут динамично обновляться?

– Это зависит от многих факторов, в том числе от финансирования, или от банального желания университета продолжать и обновлять тему. Организация проектов – это не салат сделать. Если даже мы собрали много данных из определённых источников, проекта может не быть. Мы закончили сбор данных в какой-то категории, прошло немного времени, появились новые места и события, можно данные обновить – это можно делать постоянно.

– И конечным продуктом будет некая мультимедийная платформа, позволяющая увидеть, что было, есть и будет?

– Да, будет мультимедийная платформа, и на ней будет представлена информация разными типами. И если нет проблем с копирайтом, то все данные будут доступны, и любой человек может скачать и использовать их.

Подобное существует уже лет десять, в каждом городе есть open-data порталы, мы сделаем это для современной культуры.

Здесь будут статьи, дающие теорию, но будет и визуализация, интерактивость. Визуализация дает возможность показывать и наблюдать за всем. Графика поможет сравнивать соотношения между культурными событиями, включая совершенно далекие, на первый взгляд, друг от друга, как, например, соотношение между событиями в области моды и в области биткоин? И часть интерфейса будет инструментом, позволяющая выбрать, что вы хотите видеть, какие из десятков типов данных показать и сравнить.

Конкретный дизайн появится в процессе работы. Наши дизайнеры разработают несколько версий оформления, до конца мы не знаем, что будет, но в этом и идея проекта. Если он будет длительным, соответственно, появится более богатая платформа.

Смогут ли люди использовать её, чтобы отслеживать изменения в мире? Думаю, это не нужно, потому что есть другие порталы, которые это дают по разными областям. Наша цель не создать практический путеводитель, а собрать информацию, проанализировать её и дать людям новое и более точное понимание того, где существует новая культура, а где – нет, как она возникла, как развивается и каковы перспективы.

 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Дмитрий Обухов


Поделиться