Индивидуализация образования приходит во все институты ТюмГУ

Индивидуализация образования приходит во все институты ТюмГУ

7 Мая 2019 4548

федорова.jpgИндивидуальные образовательные траектории (ИОТ) – один из основных элементов трансформации образовательного процесса в ТюмГУ. Второй год они применяются в трех институтах, с предстоящего учебного года вступают в права на бакалавриате всех институтов университета. О первом опыте и некоторых нюансах предстоящего процесса рассказывает начальник Управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ Надежда Федорова.


– Надежда Константиновна, для начала напомним коротко основные принципы этого явления?

– Да, очень коротко, потому что достаточно полно эта сторона трансформации образовательного процесса представлена на сайте университета.

Главное новшество в том, что студент непосредственно участвует в формировании своей учебной программы, самостоятельно выбирая часть дисциплин из большого набора элективных курсов. Следующее – это формы работы. Студент может выбирать курс, преподавателя, команду, в которой хочет учиться, способы изучения дисциплин: традиционные лекции и семинары или массовые открытые онлайн-курсы (МООК). У него появилась возможность уже на первом курсе выбирать собственные проекты и вести исследовательскую деятельность как внутри «ядерной программы» (Core Curriculum), так и в мейджоре (основной профессиональный модуль «Major»). Так начинается путь к выбору больших тем для курсовых работ, исследовательских проектов, которые в конце приводят к разработкам выпускных квалификационных работ.

Еще один принципиальный момент. Элективы выбираются без привязки к направлению подготовки, на которое человек поступил. То есть в одной аудитории по собственному желанию могут оказаться студенты физики, химики, экономисты, филологи, юристы, биоинженеры и т.д., причем разных курсов обучения – от первого до четвертого.

– Перед большим стартом есть, наверное, смысл хотя бы краткого анализа действия ИОТ в институтах-первопроходцах?

– Два года показали, что внедрение элективных дисциплин напрямую затронуло не только образовательную, но и всю деятельность университета. Потому что студенты выбирают не просто дисциплину, они хотят слушать лекции или участвовать в семинарах конкретного преподавателя. И если преподаватель готов работать с потоком в 120 человек, то университет должен предоставить необходимую для этого аудиторию.

Вскрылась также и проблема «необходимой избыточности», т.е. элективных курсов должно быть больше, а не просто достаточно. И разработка элективов стала практически перманентным процессом. В марте этого года прошел уже третий конкурс, по его результатам еще 198 элективов допущены в образовательное пространство. Это плюсом к 225, ныне существующим (напомню, по результатам первого конкурса в работу были включены 95, второго – еще 130 элективов).

Авторы – в основном преподаватели, научно-педагогические сотрудники ТюмГУ, но есть и внешние по отношению к университету люди, так как конкурс открытый. Таких пока немного, но их курсы, как правило, в числе популярных.

Самыми топовыми оказались элективы психологической направленности. Но это и не удивительно, т.к., оказавшись в новой среде, студенты быстро осознали насущную потребность в эффективной межличностной коммуникации и знаниях по психологии общения. Среди популярных также электив «Психика и мозг».

На эти элективы сложно попасть, запись на них заканчивается в считанные минуты, но в самой системе заложен и возможный ответ на такие вызовы. Если, например, преподаватель не может взять всех желающих изучать его курс, на следующий семестр у каждого студента появляется возможность вновь записаться на эти дисциплины. Или совершенно противоположная ситуация, когда на какую-то дисциплину записалось менее 15 человек (курс реализуется с группой не менее такого числа студентов), в течение следующего семестра они могут найти себе единомышленников.

Обе ситуации уже встречались на практике и успешно преодолевались названными способами. То есть ИОТ как порождает вызовы, так и сам на них отвечает.

– В 2017 году, когда индивидуальные образовательные траектории только внедрялись, помнится, было некоторое непонимание у ряда первокурсников, у отдельных родителей – даже неприятие. На следующий год их стало меньше?

– Их не было. Известно, что любое нововведение вызывает протесты. В данном случае родители боялись не столько нового содержания, сколько не отработанных форм его подачи. Когда же они увидели результаты первого года, убедились, что ребята справились с достаточно сложной программой, успешно сдали сессию, большинство вопросов были сняты с повестки. К тому же мы учли многие проблемные места, выявленные в течение первого учебного года, модифицировали систему, научились не только организовывать работу внутри, но и говорить о ней во внешнем пространстве.

Приведу пару красноречивых примеров признания индивидуальных образовательных траекторий.

В эти три института, где уже реализуются ИОТ, стали переводиться (не массово, конечно) студенты из других институтов. Несмотря на разницу в учебных планах, а то и необходимость понижаться на целый курс в обучении.

И второй, внешний. Наш опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий оценили коллеги в других вузах Тюмени. В частности, в Индустриальном университете заявили, что в одном из институтов опорного вуза с нового учебного года также запускают этот формат обучения.

– Какие дисциплины пользовались большей популярностью – по профилю обучения или дополнительным компетенциям?

– По-разному. ИОТ принципиально носит общеобразовательный характер, поэтому, как правило, студенты выбирают дисциплины разных направлений – для общей эрудиции и развития своих софтовых компетенций.

Но ИОТ предоставляет и возможность выстраивать пространство индивидуальной специализации. Внутри элективного блока могут быть линейные цепочки (той же физики, например), углубляющие подготовку студента по конкретному направлению. Также могут быть междисциплинарные связки: один студент зашел на физику, другой – биологию, третий – географию и т.д., а при следующем выборе элективов они встретились на какой-то общей дисциплине, например, по акселерации технологических проектов. Такая междисциплинарная команда становится очень важным элементом образовательного процесса.

Таким образом, индивидуальные образовательные траектории могут представлять как «россыпи» отдельных общеобразовательных элективов, так и треки, которые позволяют наращивать вполне конкретные компетенции. Мы сейчас работаем над формированием двух принципиальных треков для студентов, внутри которых тоже есть индивидуализация. Первый трек – предпринимательский, а второй – исследовательский.

– В праве выбора по-прежнему есть у кого-то преимущество? И как быть тому, кто хочет электив только из числа уже разобранных более успешными или шустрыми однокурсниками?

– Да, выбор элективов осуществляется на основании академического рейтинга, в основе которого результаты промежуточной аттестации – сессии. Этот рейтинг сквозной для университета. Он складывается внутри каждого курса обучения, но при этом студенты верхней части рейтинга первокурсники и верхней части второкурсники к выбору допускаются одновременно. То есть по отношению друг к другу представители одной группы рейтинга не имеют каких-то преференций и выбирают.

Всего три группы рейтинга: 5–4,75 балла; 4,74–4 и третья – все остальные. Если старт выбора для первой группы брать за нулевую отметку, то для второй доступ открывается через 4 часа, для третьей – еще плюс 4. При этом у первой и второй есть возможность выбирать элективы, когда идет третья волна выбора.

Есть студенты, которые хотят записаться не просто на какой-то электив к конкретному преподавателю, но еще и в конкретном составе. И может так оказаться, что члены такой команды окажутся в разных волнах. Тогда, естественно, тем, кто выше в рейтинге, приходится ждать членов своей команды из второй и третьей волны. Иногда складывается удачно, и для третьей волны остаются места на элективы, которые хотела группа. Но есть очень популярные элективы, на которые запись заканчивается в первые минуты.

– Возможно на каком-то этапе обучения поменять электив?

– Только во время выбора. В ходе обучения поменять электив нельзя. Студент выбирает не просто дисциплину, но и место в расписании, и может оказаться, что свободных мест на это время нет ни в одном другом элективе. Поэтому мы проводим сначала предварительный опрос, потом предоставляем студенту право в течение трех дней все обдумать и выбрать, затем этот выбор фиксируется, и на его основе публикуется индивидуальное расписание. В случаях, когда студент записался на дисциплину, которая не состоялась (не набралось необходимое количество желающих записаться вместе с ним), мы, естественно, помогаем ему выбрать другой вариант из имеющихся, возможно и сверх лимита (по согласованию с преподавателем).

А вообще, я считаю, выбор электива – это отличный полигон для формирования ответственного отношения к собственным поступкам и решениям. И потому невозможность изменить свой выбор внутри семестра – это тоже образовательная технология.

– Для преподавателей полномасштабное, во всех институтах, внедрение ИОТ – новые возможности или дополнительная обуза?

– Для преподавателей – это уникальная возможность запустить в образовательное пространство авторские курсы. Кроме того, в элективном пространстве у каждого преподавателя больше возможности найти отклик на свое образовательное предложение, поскольку элективы представляются студентам всего университета.

Например, достаточно популярное направление «Лингвистика». Но некоторые языковые курсы, например испанский или португальский, никак здесь не могли сложиться. Благодаря элективу испанский язык теперь преподается в ТюмГУ, потому что со всего университета набралась группа необходимого состава, которые хотят изучать испанский. В следующем семестре уже будет португальский. А потом, надеюсь, китайский.

В прошлом году были примеры, когда студенты, аспиранты других институтов, не входящих пока в ИОТ, изъявляли желание записаться на отдельные курсы как на факультативные или ходить на эти дисциплины как вольнослушатели. Для преподавателя такая возможность выхода к широким аудиториям становится показателем востребованности его продукта.

С другой стороны, есть заявленные курсы, которые ни разу не выбирали. Это также позволяет преподавателю переосмыслить, что он предлагает и как это делает. Возможно, вся проблема всего лишь в названии курса или в аннотации, где нет ясного объяснения цели, для чего студентам этот курс может оказаться полезен.

– Подводя итоги разговора, можно сказать?..

– Наверное, здесь будут уместны такие аллегории: с одной стороны, индивидуальные образовательные траектории перерождают университет, как кипящий котел в сказке П.П. Ершова, а с другой – весь университет сам становится котлом, в котором варится новый продукт, и у каждого участника этого горячего процесса есть возможность влиять на результат и добавлять к нему новые ингредиенты.

 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Поделиться