Ученые ТюмГУ пытаются помочь детям, больным лейкозом

Наука и инновации 17 Августа 2017 844

Представители ТюмГУ оценили состояние метаболической активности нейтрофилов у детей, больных острым лимфобластным лейкозом. Работа выполнялась на базе Тюменского гематологического центра в Областной клинической больнице № 1. Результаты исследования - первого в регионе такого рода - опубликованы в престижном журнале «Гематология и трансфузиология».

«Мы проанализировали функциональную активность фагоцитов периферической крови у 63 детей в возрасте от 1 года до 14 лет, больных острым лимфобластным лейкозом, - рассказала доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных ТюмГУ Наталья Турбасова. -  Все больные получали программную химиотерапию. В результате обнаружили, что после проведенной химиотерапии снижается количество активированных нейтрофилов, способных к поглощению бактерий и микроорганизмов, и снижается бактерицидность фагоцитов по уровню катионных белков в лизосомах, которые способны обезвреживать фаго­цитированные бактерии».

Эксперт подчеркнула, что исследование функциональной активности нейтрофилов (нитросиний тетразолиевый и лизосомально-катионный тесты) практически не проводятся в клинической практике у гематологических больных, хотя проводимая программная химиотерапия приводит к снижению неспецифических защитных сил организма вследствие подавления функциональной активности нейтрофилов и способности их генерировать активные формы кислорода для подавления патогенной микрофлоры и бактерий. Все это вызывает развитие различных инфекционных и бактериальных инфекций у детей, больных острым лимфолейкозом.

Исследование ученых ТюмГУ важно, поскольку зная функциональное состояние нейтрофилов, степень активности их кислородных защитных систем у таких детей, можно скорректировать терапию для каждого ребенка индивидуально с целью снижения инфекционно-бактериальных осложнений от применяемой терапии.

Отметим, что в структуре детской онкологической заболеваемости острый лейкоз занимает ведущее место, на его долю приходится более 30% всех опухолей у детей. Самым распространенным среди злокачественных заболеваний кроветворной ткани у детей является острый лимфобластный лейкоз, составляя 80–90% случаев острого лейкоза. По данным Тюменского областного гематологического центра, заболеваемость гемобластозами каждые 10 лет увеличивается в 2 раза. Ежегодно стационарное лечение в гематологическом центре получает около 1000 больных, из них треть – дети. Ежегодно в Тюменской области впервые выявляется до 20 детей с лейкозами и лимфомами. Введение в практику современных интенсивных программ химиотерапии привело к существенному улучшению прогноза у детей, страдающих ОЛЛ, 5-летняя безрецидивная выживаемость составляет от 70 до 84%.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюменского госуниверситета. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: https://t.me/tyumen_university