Ученые случайным образом распределили 173 испытуемых в возрасте 17-24 лет по трем группам. Ключевым был показатель интенсивности и режима освещенности. В первой группе "световой день" совпадал со стандартным рабочим графиком (около 400 люксов в дневное время, с девяти утра до пяти вечера). Во второй свет горел на протяжении всего эксперимента. В третьей испытуемые оставались практически в полной темноте. В эксперименте использовалось искусственное освещение, потому что наши биологические часы реагируют на искусственный свет интенсивностью около 400 люксов как на обычный дневной.
Авторы исследования фиксировали влияние двигательной активности и режима сна на артериальное давление, частоту сердцебиения и температуру тела. Показатели снимали с полудня каждые два часа в течение суток.
Физическая активность была минимальной, а питание распределяли равномерно в течение дня — кормили "подопытных" малыми порциями каждые два часа. Полученные данные сравнили с результатами амбулаторного мониторинга организма в повседневных условиях (контрольная группа).
Артериальное давление и сердечный ритм испытуемых отличались от тех же параметров людей контрольной группы. Также была выявлена зависимость этих параметров от сна, уровня активности и освещенности. График зависимости температуры тела от режима освещения изменился незначительно. Но все же в первой группе эффект "вечернего" снижения температуры был более выражен.
Изменение давления в разных группах было более значительным. В первой, с естественным уровнем освещения, систолическое давление (измеряется в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает в них кровь) оказалось по сравнению контрольной группой ниже в дневное время и выше — в ночное. Аналогичная ситуация наблюдалась с диастолическим давлением (измеряется в момент расслабления сердечной мышцы), но здесь в ночное время изменения оказались более выражены.
Исследования во второй группе показали, что постоянный свет, действующий в ночные часы, не влияет на сердечный ритм и повышает прежде всего систолическое давление, а диастолическое — в меньшей степени и только в течение коротких интервалов времени.
"Мы выяснили, что физическая активность существенно повышает систолическое, но не диастолическое давление по сравнению с исходным ритмом. Сон, напротив, снижает только диастолическое давление. Различная (и зависящая от пола) ответная реакция давления и частоты сердечных сокращений отражает фундаментальные особенности регуляции суточных ритмов сердечно-сосудистой системы", — комментирует профессор кафедры управления физической культурой и спортом ТюмГУ Алексей Дуров.