Ученые установили оптимальные температуры для роста бактерий многолетнемерзлых пород

Наука 15 Марта 2018 3352

Тюменские ученые изучили кинетические параметры роста и ферментативной активности в зависимости от температуры культивирования бактериальных штаммов рода Bacillus, выделенных из многолетнемерзлых пород.

Исследования проводились на образцах бактерий рода Bacillus, отобранных из керна скважин, пробуренных в районе Тарко-Сале (север Западной Сибири). В результате микробиологического анализа образцов было выделено 9 чистых культур Bacillus spp. Видовая идентификация этих штаммов проводилась по культурально-морфологическим и физиолого-биохимическим свойствам.

«В результате исследований установлено, что оптимальными для роста бактериальных штаммов рода Bacillus являются температуры 5 и 22 °С, что указывает на психротолерантный характер изолятов и возможность их существования и размножения в широком диапазоне температур», – сообщила научный сотрудник Международного института криологии и криософии ТюмГУ Ольга Доманская.

Она пояснила, что универсальным механизмом приспособления для жизнедеятельности в условиях низких положительных и отрицательных температур является активный синтез специфических ферментов. Ферменты, обладающие высокой активностью при низких положительных температурах, позволяют компенсировать нарушения клеточного метаболизма, что, в свою очередь, позволяет бактериальной клетке продолжать рост, но с меньшей скоростью.

Экспериментальными данными криологи подтвердили увеличение ферментативной активности у большинства исследуемых штаммов рода Bacillus при низких положительных температурах.

Отметим, изучение микроорганизмов в условиях криолитозоны представляет огромный научный и практический интерес. Он связан с тем, что пребывание микробиоты в экстремальных условиях (в данном случае при пониженной температуре) способствует проявлению у нее уникальных особенностей, в частности активности специфических ферментов.

Полученные результаты расширяют представления о возможностях использования полученных изолятов в прикладных биотехнологических исследованиях.

Работа выполнялась в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ (No 6.3394.2017/4.6). Итоги опубликованы в журнале «Криосфера Земли».

Апрель 2018