Ученые сделали «социальный снимок» арктического побережья России накануне нового этапа развития Северного морского пути

Ученые сделали «социальный снимок» арктического побережья России накануне нового этапа развития Северного морского пути

Наука 29 Июня 2019

Ученые Тюменского госуниверситета совместно с коллегами из Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) продолжают изучение социально-пространственной связности Севморпути.

Масштабное исследование реализуется в рамках совместного проекта «Российские гавани Трансарктической магистрали: пространства и общества арктического побережья России накануне новой эпохи развития Севморпути», поддержанного Министерством науки и высшего образования РФ. В ходе его реализации ученые провели экспедиции в двух десятках городов и поселков российской Арктики – опорных пунктах Севморпути: Мурманске, Архангельске, Вытегре, Индиге, Нарьян-Маре, Амдерме, Салехарде и Лабытнанги, Сабетте, Новом Уренгое, Новом Порту, Дудинке, Норильске, Игарке, Диксоне, Хатанге, Тикси, Якутске, Анадыре и Магадане.

В каждом населенном пункте собраны уникальные интервью с местными экспертами и изучены связи Севморпути с внутриконтинентальными (воздушной, железнодорожной, речной и автомобильной) транспортными системами. По словам руководителя проекта, члена-корреспондента РАН Николая Вахтина, «Северный морской путь – не единая магистраль, какой она предстает в СМИ и официальном дискурсе, а сложная система маршрутов, различных по происхождению, современному состоянию и функциям. В зависимости от целей плавания, ледовой обстановки, типа судна и других условий функции Севморпути распадаются на транзит Европа – Азиатско-Тихоокеанский регион, “северный завоз” – снабжение арктических поселков и метеостанций, завоз грузов для строительства инфраструктурных объектов, вывоз углеводородов и некоторые другие».

Города на Севморпути в разной степени выступают в роли опорных портов. Среди изученных населенных пунктов выделяется несколько групп: 1) инфраструктурно развитые и диверсифицированные порты, отправные точки большинства грузов по Севморпути – Архангельск и Мурманск; 2) поселки, имеющие «славное советское прошлое» и сильную идентификацию с Севморпутем, на современном этапе переживающие упадок, – Диксон, Амдерма, Тикси и Игарка; 3) постоянно функционирующий за счет вывоза промышленной продукции порт – Дудинка; 4) вахтовый поселок, возникший благодаря добыче углеводородов, – Сабетта; 5) населенные пункты, снабжение которых осуществляется морем, но имеющие слабую идентификацию с Севморпутем, – Индига, Нарьян-Мар, Хатанга, Магадан и Анадырь.

Официальная риторика о Севморпути и ее восприятие жителями арктических поселений варьируются, при этом в каждом населенном пункте восприятие риторики имеет свою специфику. Так, жители одних городов более внимательны к сообщениям СМИ о Севморпути и связывают собственное благополучие с ожидаемым ростом экономического значения трассы. Для других знание о Севморпути в принципе не актуально. Существует также значительная разница в социальном воображении географии и функционала Севморпути, обусловленная историей населенного пункта и его современным назначением.

До конца 2019 года ученые планируют полевую работу еще в четырех пунктах: Певеке, Провидения, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке. Таким образом, в рамках проекта будут охвачены ключевые населенные пункты на всем протяжении Трансарктической магистрали – от крайне западного до крайне восточного.

Собранный материал станет точкой отсчета в дальнейшем изучении транспортных инфраструктур и социальных трансформаций российской Арктики. Он будет полезен как для локальных, так и федеральных проектов стратегического развития Северного морского пути и Арктической зоны России в целом.

Фото: Михаил Агапов / Валерия Васильева / Ксения Гаврилова / Елена Лярская / Евгений Третьяков

Рубрики
Поделиться
Октябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики