Профессионально-пропедевтические консилиумы предлагают создать в вузах

Профессионально-пропедевтические консилиумы предлагают создать в вузах

Наука сегодня 11 Июня 2019

Эксперты из ТюмГУ предлагают организовать профессионально-пропедевтические консилиумы в вузах. Они необходимы, так как учебные заведения широко приступают к инклюзивному обучению, но при этом не обладают внутренними ресурсами для такой деятельности. Планируется, что в состав структур войдут специалисты, которые будут осуществлять медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и комплексную помощь педагогам при решении вопросов инклюзивного образования.

«Сегодня на разных уровнях власти декларируется необходимость обеспечения профессиональной трудоспособности лиц с ОВЗ. В вузах происходит изменение вектора социальной политики – от оказания им образовательных услуг к переориентации на их социализацию, – говорит заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ Наталья Малярчук. – В некоторых крупных университетах уже функционируют ресурсные центры, способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью. Вместе с тем исследования показывают, что не все сотрудники вузов готовы к работе со студентами, имеющими нарушения в сенсорной и опорно-двигательной сферах. Потому профессионально-пропедевтические консилиумы необходимы».

Преподавателям при обучении студентов с ОВЗ предстоит учитывать их особые образовательные потребности, связанные с морфофункциональными,  интеллектуальными и эмоционально-поведенческими особенностями, которые затрудняют процесс овладения профессиональными компетенциями. Вместе с тем, как пояснила Н. Малярчук, не обладая специальной подготовкой, проблематично, а во многих случаях просто нереально диагностировать факторы-барьеры в обучении лиц с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата, разрабатывать адаптированные образовательные программы по профессиональным курсам и выбирать оптимальные методы обучения. Представители профессорско-преподавательского сообщества нуждаются в комплексной помощи со стороны специалистов в области медицины, дефектологии, педагогической и коррекционной психологии. 

«Инклюзивная трехлетняя практика наиболее "продвинутых" вузов, решающих задачу тьюторского сопровождения процесса подготовки студентов с ОВЗ, свидетельствует об эффективности деятельности специально созданных для этого подразделений – ресурсных центров, – заключает Н. Малярчук. – Однако университетов, которые обладают такими внутренними ресурсами, в России пока мало, а структура и функции действующих подразделений только отрабатываются».

В структуре консилиумов дефектологи ТюмГУ рекомендуют выделить организационно-сетевой, медико-социальный и учебно-методический блоки. Кроме того, при создании  потребуется разработка нормативных правовых актов, регламентирующих его деятельность, организация не только довузовской подготовки абитуриентов, но и послевузовского сопровождения выпускников с ОВЗ.

Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики
Поделиться
Июль 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 <8 <9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики