Ученые обнаружили парадоксы в неформальном образовании студентов

Ученые обнаружили парадоксы в неформальном образовании студентов

Наука сегодня 26 Июня 2019
Около 73% студенческой молодежи при необходимости срочно получить знания обращаются к неформальному обучению: внеуниверситетским семинарам, мастер-классам или курсам. При этом лишь треть работающих респондентов признают, что неформальное образование положительно отразилось на их трудоустройстве. Это выяснили социологи ТюмГУ, исследуя практики неформального обучения студенческой молодежи. 
В исследовании участвовали студенты из вузов Москвы, Тюмени, Волгограда, Екатеринбурга, Самары, Казани, Ижевска, Архангельска и Петропавловск-Камчатского (выборку составили 894 студента).

Наиболее ценным результатом участия в семинарах, тренингах, мастер-классах или занятиях на курсах респонденты назвали получение дополнительных знаний к уже имеющимся (27 %), приобретение актуальных знаний в короткие сроки (26 %), получение практических навыков (17 %), выработку навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности (16 %), и реализацию творческого потенциала (9 %). Более половины опрошенных (53%) признались, что «иногда просмотр обучающего ролика на YouTube полезнее, чем прослушивание лекции преподавателя в вузе».

«Неформальное образование начинает выполнять в обществе новые функции. Причина тому проста: система формального образования "не успевает" за скоростью обновления технологий, социально-экономическими изменениями и новыми потребностями рынка труда, – рассказала доцент кафедры общей и и экономической социологии ТюмГУ Галина Ефимова. – В России этот вид образования пока недостаточно используется, но именно он может стать драйвером развития и обеспечить быстрое освоение востребованных компетенций, в том числе взрослым населением. На сегодняшний день такие формы обучения населения, практики признания и сертификации компетенций практически отсутствуют и лишь отдельные компании в России заявляют о своей готовности оценивать персонал по фактическим навыкам».

По словам доцента ТюмГУ Марины Кичеровой, страны-лидеры по индексу человеческого развития входят в группу стран с развитыми практиками неформального образования. Практики признания такого образования позволяют европейской молодежи сертифицировать полученные знания и навыки, расширять образовательные горизонты, а также повышают активность молодежи в волонтерской деятельности, лидерских проектах и университетской мобильности.
При этом, как показало исследование, студенты осознают важность неформального образования и перспективы, которые оно предоставляет для дальнейшего трудоустройства, но недостаточно мотивирована к поиску и практическому использованию ресурсов для получения необходимых для нее компетенций.


Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ.

Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики
Поделиться
Июль 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 <8 <9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики