Российские историки изучили особенности европейской высшей школы

Российские историки изучили особенности европейской высшей школы

Наука сегодня 10 Июля 2019

Ученые из Тюменского госуниверситета совместно с коллегами из Томского госуниверситета изучили особенности европейского высшего образования на примере Великобритании и Франции. Для этого использовались материалы интервью с преподавателями, различные литературные и статистические данные. Статья опубликована в журнале «Университетское управление: практика и анализ». Исследования поддержаны грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. 

Университеты инновационно-предпринимательского типа – новая веха развития высшего образования в современном мире. Сотрудничество с промышленниками и нацеленность на рынок в сочетании с сохранением свободы творчества исследователей становятся их главными задачами. Подобные перемены не могут не влиять и на самих преподавателей в высшей школе. Исследование, проведенное историками Александром Сорокиным из ТюмГУ и Михаилом Грибовским из ТГУ, позволило оценить основные аспекты работы профессоров и сотрудников университетов и научных центров Великобритании и Франции: причины выбора профессии, ее преимущества и недостатки, удовлетворенность заработной платой, взаимоотношения в коллективе и с руководством.

«Смысл нашего исследования в том, чтобы изнутри изучить, как те или иные модели трансформации школы находят отражение в профессии, в труде преподавателей», – отмечает один из авторов статьи, заведующий кафедрой отечественной истории ТюмГУ Александр Сорокин.

Несмотря на ряд национальных различий, базовые тенденции развития академической сферы в изученных странах оказались схожи. Если раньше достаточно было заниматься только преподаванием, то сейчас приоритетным становится исследовательский потенциал сотрудников. Основными проблемами в профессии европейцы назвали возрастающую бюрократию, увеличивающийся набор требований к сотрудникам, изменения во взаимоотношениях со студентами от модели студент-ученик к модели студент-заказчик. Респонденты отметили, что современные преподаватели должны быть коммуникабельными, обладать лидерскими и ораторскими навыками, при этом постоянно  заниматься наукой и публиковаться. Один из британских респондентов прокомментировал данную ситуацию так: «Чтобы быть преподавателем университета, вы должны быть суперзвездой!» В связи с процессом бюрократизации наблюдается все большее отчуждение между административными работниками и преподавательским составом. Преподаватели сами вынуждены выполнять работу секретарей, заполнять множество бумаг и отчетов в ущерб исследовательской деятельности. Во Франции многие также упомянули относительно низкую заработную плату. ТюмГУ_Сорокин2.jpg

Причинами выбора профессии ученого-преподавателя большая часть опрошенных назвала возможность постоянно самосовершенствоваться (Великобритания) и свободу исследований (Франция). В качестве положительной стороны многие отмечали общение со студентами, гибкий график работы и возможность смены круга научных интересов.

Это исследование позволит реально оценить положение преподавателей в современных университетах. Без опроса самих сотрудников невозможно комплексно определить влияние происходящих в высшей школе перемен. Любые изменения отражаются прежде всего на людях, их профессиональной идентичности, а затем уже на культуре университета. 

«Трансформация [переход университетов на новый этап развития] будет успешна, когда люди вовлечены и когда они реально готовы перестраиваться, по-новому вести свои исследования и преподавательскую деятельность», – заключает Александр Сорокин.

Выявленные проблемы и преимущества трансформации европейской школы позволят выработать собственную стратегию перестройки высшего образования. Материал исследования может быть использован для формирования программ повышения квалификации и развития человеческого капитала российских преподавателей. Выявленные дефицитные навыки (научная коммуникация, позиционирование и продвижение результатов исследовательской деятельности и пр.) стали основой новых программ повышения квалификации сотрудников исторического факультета ТГУ в 2017–2018 годах, программы Школы исследователя и Школы академического превосходства ТюмГУ в 2018–2019 годах.

А. Сорокин и М. Грибовский с интервьюерами Жан-Полем Лабордом (профессор Католического университета Парижа) и Жан-Франсуа Червелем (экс-заместитель министра просвещения Франции, эксперт UNESCO). На фото (слева на право): Жан-Франсуа Червель, Александр Сорокин, Михаил Грибовский, Жан-Поль Лаборд. 


Рубрики
Поделиться
Сентябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики