Cоцсети изменили тексты о поиске работы

Речевые тактики авторов объявлений в соцсетях скорее представляют собой возможность начать общение с читателем, чем попытку найти работу.
Cоцсети изменили тексты о поиске работы
Cоцсети изменили тексты о поиске работы

Филологи ТюмГУ зафиксировали заметные изменения в текстах объявлений о поисках работы. «Речевые тактики авторов объявлений в социальных сетях скорее представляют собой возможность начать общение с читателем, чем попытку найти работу, – говорит сотрудница кафедры русского языка Мария Ветошкина. – Все тексты, размещаемые в соцсетях, стали диалогичными». 

Благодаря активному развитию социальных сетей все больше людей используют их для поиска работы. Возможность без особых усилий разместить текст, который прочитает множество людей, а также в режиме реального времени отслеживать, как он распространяется (читать комментарии, считать лайки и репосты) – всё это делает соцсети идеальной площадкой для самопрезентации, в том числе и профессиональной.

Изучив объявления, филологи выделили основные тактики их авторов.
Чаще всего авторы текстов объявлений о поиске работы выбирают такие тактики, как «Юмор» (97%), «Сдвиг» (18%) и «Обобщение» (17%). 

Так, при «Обобщении» автор поста подает негативную информацию (сложности, связанные с поиском работы и попыткой построить карьеру) как общеизвестную данность, в той или иной степени касающуюся каждого читателя: «Работодателям сложно объяснить долгий перерыв в моей трудовой книжке, поэтому вынуждена искать вакансии по знакомым...» Ожидаемая реакция читателей в этом случае – поддержка автору, раздражение и гнев в связи с актуальностью описываемых проблем. «Используя эту стратегию, автор текста добивается того же, чего добился бы, применяя высказывания, содержащие обобщение: его личные сложности воспринимаются как следствие масштабных социальных проблем, а душевные метания – как естественное психическое состояние любого человека, оказавшегося в подобной ситуации, – пояснила соавтор исследования Ольга Гребенкина. – Прием обобщения используется наиболее активно, поскольку позволяет привлечь на свою сторону читателей. Отчасти использование этой тактики ставит автора в уязвимое положение, поскольку комментаторы могут начать доказывать, что всё не так плохо. Но и эта тактика представляется успешной, поскольку, стремясь доказать обратное, читатели спорщики будут предлагать варианты вакансий, что в итоге поможет автору достичь цели – найти работу». 

Когда автор считает неуместным слишком явно хвалить себя, он выбирает тактику «Сдвиг»: «Как говорят, я доброжелательная, грамотная, усердная…». В некоторых случаях в фокусе «сдвига» оказывается потенциальный работодатель, которому предстоит раскрыть таланты соискателя. В таких случаях текст приобретает оттенок исповеди. Тактика опасна тем, что, используя её, соискатель может отпугнуть многих работодателей, которые ищут сотрудников, твердо знающих, чего хотят и имеющих четкое представление о своих достоинствах и недостатках. Те, кто стремится создать образ веселого, общительного человека, выбирают тактику «Юмор»: «О себе: громко пою, кладу плитку...». 

Часто авторы объявлений сочетают несколько стратегий, ориентированных на достижение разных коммуникативных задач, вследствие чего истинная цель создания текста теряется или становится неявной, считают исследователи.

Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики:
Меню