Предприниматели признали приоритет семьи перед бизнесом

Предприниматели признали приоритет семьи перед бизнесом

Наука сегодня 16 Января 2020

Психологи ТюмГУ и Института психологии РАН реконструировали систему ценностных ориентаций владельцев малого предпринимательства в сфере семьи и бизнеса. Работа была поддержана грантом РФФИ. С помощью разработанной методики глубинного интервью они выявили 11 терминальных и 82 инструментальные ценности, описывающие сферу семейных отношений и бизнеса.

«На сегодняшний день для России актуальной задачей является развитие предпринимательства и рост малого бизнеса. Однако работа правительства ориентирована на внешние, инфраструктурные изменения предпринимательской среды. Вопросы, связанные с внутренними изменениями – изучением ценностно-смысловой сферы предпринимателей, – остаются за рамками Нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Вместе с тем именно ценности как регуляторы деятельности человека могли бы интенсифицировать рост малого бизнеса "изнутри", через задействование психологических механизмов смыслообразования. Поскольку малый бизнес в своем функционировании тесно переплетается с семьей, то изучение ценностей предпринимателей должно быть организовано в этих двух областях», – рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлия Мурзина.

В исследовании участвовали владельцы микробизнеса и малого бизнеса из Тюменской области, Москвы, Омска, Белгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, а также владелец российско-испанского предприятия из Торревьеха. Общее количество выявленных ценностных переменных составило 214 единиц, из них 93 упоминалось более 10%.

Оказалось, что предприниматели лучше осознают, для чего создали бизнес, в то время как семья для них представляет плохо осознаваемый, архаический уровень отношений. «В сфере бизнеса с большим преимуществом лидирует бизнес ради прибыли, далее с угасающим эффектом: амбиции, саморазвитие, свобода, творчество, игра. Смыслом создания семьи является: мое все, тыл, основа всей жизни. Мы наблюдаем, что отсутствуют какие-либо прагматические мотивы: например, защита, продолжение рода, экономическая выгода. Наоборот, присутствуют неразделенные смыслы – слияние с образом Я: семья – мое все», – пояснила Ю. Мурзина.

По словам психологов, терминальные ценности бизнеса легче изучать и, как следствие, легче создавать, изменять (например, в рамках формирования корпоративной культуры). В то время как ценности семьи, вероятно, в силу своих глубоких архетипических корней, плохо рефлексируются и, как результат, плохо реконструируются. Поэтому их изучение и изменение затруднено. Вместе с тем почти половина предпринимателей отметила приоритет семьи перед бизнесом. Это положительная тенденция, которая находит свое подтверждение в зарубежной практике. Согласно восточной традиции, главной ценностью является семья: заботы семьи определяют характер решений в бизнесе. Принцип «На первом месте семья, на втором – бизнес» является популярным в малом бизнесе Китая.

Анализируя уровень инструментальных ценностей, упомянутых испытуемыми в сфере семьи и бизнеса, были отмечены некоторые совпадения. К примеру, общими стали такие ценности, как гибкость поведения, адаптивность, характер отношений (доверие, открытость / дистанция, закрытость), избегание конфликтов, возложение финансовой ответственности, экономия ресурсов. Полученные пересечения говорят о том, что ценности семьи и бизнеса повторяют друг друга примерно на четверть.

Результаты исследования могут быть использованы для изучения ценностно-смысловой сферы предпринимателей в зависимости от успешности их экономической деятельности, формы управления, жизненной мотивации и пр. Это позволит создать внутренний ресурс для развития малого предпринимательства в стране.


Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Фото: Кадр из фильма "ИП Пирогова"
Рубрики
Поделиться
Апрель 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики