Женщина в поэзии – цветок

Женщина в поэзии – цветок

Наука сегодня 6 Марта 2015

Материалом для исследования профессора кафедры русского языка ТюмГУ Елены Купчик стали фрагменты русских поэтических текстов XVIII-XXI веков, в которых рассматриваются компаративные тропы, отражающие представления о женщине как элементе растительного мира.

Как поясняет автор, основаниями традиционных сопоставлений являются признаки красоты, молодости, свежести, нежности, связь с весенним пробуждением природы. Наибольшей распространенностью отличаются модели женщина/ дева-роза и женщина/дева-лилия. На особенностях внешнего облика базируется уподобление женщин деревьям — с актуализацией тех или иных особенностей семантики соответствующих образов. Наиболее традиционным является образное представление о женщине как эстетическом объекте. В реализациях ряда моделей отражена слабость женщины, необходимость мужчины-опоры для ее полноценного существования.

женщина.jpg

Концепт женщина, являющийся одним из базовых концептов культуры, имеет длительную традицию его образного осмысления. И его культурная значимость настолько велика, что даже его «фрагменты» оказываются константами русской культуры, — как, например, женщина-мать, жена и др.

Важное место в поэтической традиции занимает метафорическая модель женщина-цветы как универсальные для всех эпох символы природной красоты. В ряде случаев вид цветка не играет роли, значимы лишь общие признаки цветов как таковых: красота, свежесть, нежность, аромат, связь с весенним пробуждением природы. Женщина свежа, как «вешний цвет» (А.Пушкин) «ранний цвет» (С.Норов), чиста, «как первые цветы весны благоуханной» (А. Майков), нежна и мила, как «тихих фиордов цветок» (В.Шершеневич), это «пышный цвет природы» (П.Плетнев), вызывающий восхищение мужчины.

Излюбленной образной параллелью для женщины в текстах поэтов разных времен является роза. «Дева-роза» (А.Пушкин, Н.Языков, А.Фет, А.Хомяков и др.) обладает эстетическим совершенством: цветет «небесной красотою» (К.Батюшков), «в отменной красоте» (П.Богданович); нежностью «подобно розе нежной» (В.Капнист), свежестью — выглядит «розы утренней свежее» (А.Пушкин). Женщине-розе присуща молодость.

женщинаааа.jpg

Метафорическая модель женщина-лилия базируется на представлении о лилии как символе чистоты, невинности, святости. Например: «Как лилия, была чиста душою» (В.Жуковский); «…подобная лилее белоснежной, <…>Цвела невинностью близ матери твоей» (К.Батюшков); «Ты — монахиня! Лилия Бога!» (В.Брюсов). С цветом лилии ассоциируется цвет лица, красивого в своей бледности: «Графиня Эмилия — белее, чем лилия» (М.Лермонтов); «Хороша и бледна, как лилея…» (И.Панаев). Образу лилии не свойственна семантика страсти, в отличие от розы она обладает признаком холодности.

Сопоставление женщины с другими представителями мира цветов встречается реже и главным образом в текстах поэтов ХХ века. Наибольшее внимание к реализациям данных моделей отмечено у двух поэтов серебряного века — К.Бальмонта и И.Северянина. К.Бальмонт ввел в русскую поэзию образ женщины-гвоздики ( «Ты гвоздика апреля…» или «Гвоздика, чье нежно дыханье». Из цветовых образов Бальмонта гвоздика — один из ключевых; она отражает представление о крови — «живой, юной, страстной», а характеристика «Ты гвоздика гвоздик» — высокую оценку любимой женщины. В качестве образного соответствия женщине Бальмонт упоминает также ромашку, жасмин, белладонну и др. В поэзии И.Северянина аналогами женщины оказываются анемон, лютик, подснежник, ландыш, фиалка, маргаритка, мимоза...


Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ

Рубрики
Поделиться
Декабрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики