Вениамин Каганов: «За инклюзию без фанатизма»

Вениамин Каганов: «За инклюзию без фанатизма»

Образование 20 Января 2016
На сегодняшний день в России насчитывается более полумиллиона детей с проблемами здоровья. Смогут ли все они все без исключения учиться в обычных школах? И готовы ли школьные учителя встретить «особенных» детей?

По мнению заместителя министра образования и науки России Вениамина Каганова, существуют некоторые категории детей, которые в силу состояния своего здоровья учиться инклюзивно не смогут. И это очевидно. Есть страны, которые раньше начали инклюзивную практику, но и там есть дети, которые учатся дома или в специальных центрах.

«Если дети больны, это вовсе не означает, что с ними не надо заниматься. Просто учить надо тому, что им по силам. Естественно, чем тяжелее состояние ребенка, тем больше он нуждается в получении жизненных компетенций и социальных навыков.

Мы должны гарантировать доступность и качество образования всем без исключения. Но это не значит, что каждого «особенного» ребенка нужно привести в обычную школу. Это произойдет, когда школа будет готова. А сейчас — мы за инклюзию без фанатизма».

У каждой семьи должен быть выбор: ребенок либо остается на домашнем обучении, либо ходит в обычную школу, либо в коррекционный класс, уверен Вениамин Шаевич. Задача государства – предоставить такую возможность. Например, в этом учебном году больше 55% родителей предпочли, чтобы их дети «с особенностями» учились инклюзивно, вместе со сверстниками.

Каганов отмечает, что сейчас постепенно от понятия «доступная среда», где основное внимание уделяется доступности пространства,  происходит переход к формату «доступная услуга», когда речь идет непосредственно о доступности качественного образования.

По словам замминистра, в стране уже есть образовательные учреждения, которые готовы принять всех детей: и колясочников, и слабовидящих, и слабослышащих. Но их единицы.

«Если на протяжении многих десятилетий общество не обращало должного внимания на проблемы инвалидов, за один-два года полностью перестроить инфраструктурные объекты и жизнь нельзя», - говорит он.

Конечно, сегодня при строительстве новых учреждений уже учитываются потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Старые здания тоже приспосабливаются для детей с определенными заболеваниями. Но тут «важно понимать, что помимо создания физической инфраструктуры нужно подготовить педагогов к встрече с нестандартными учениками, закупить оборудование, специальные учебники».

В 2016 году начнет действовать новый стандарт образования для детей с ограниченными возможностями. Предполагается, что под каждого ребенка будет разработана индивидуальная траектория обучения. Например, примерные программы для детей и с глубокой умственной отсталостью, и со сложными дефектами развития.

«Стандарты направлены на то, чтобы и педагогам, и обществу было понятно, какие требования предъявляются к условиям обучения и к содержанию образовательных программ для разных детей. И каких результатов следует ожидать», - говорит Каганов.

Стандарты планируется внедрять поэтапно. С 1 сентября 2016 года — для первоклассников, затем каждый год к ним будет добавляться по одному классу. Таким образом, к 2025 году очередь дойдет до выпускных.

Напоминаем, что в ТюмГУ в 2014-2016 гг. выполняется международный проект программы Еврокомиссии "TEMPUS" по подготовке педагогов и менеджеров с сфере образования по работе с гетерогенными группами и организациями, создан Международный компетентностный центр инклюзивного образования ТюмГУ (координатор проекта - проректор по научной работе Андрей Толстиков).


Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
по материалам Лента.ру


Поделиться
Ноябрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики