Гуманитарии заслуживают того, чтобы выйти на другой научный уровень

Гуманитарии заслуживают того, чтобы выйти на другой научный уровень

Образование 2 Июня 2016 3415

Вопросы развития социогуманитарного образования и исследований стали главной темой форума «Социогуманитарный ландшафт: перспективные дисциплинарные пространства», который прошел в последний день мая в Тюменском госуниверситете.

Поделиться своими разработками, опытом, видением сложившейся ситуации в областную столицу приехали профессора из МШУ Сколково, Высшей школы экономики, Колумбийского и Тель-Авивского университетов, Кембриджа, Принстона, Европейского университета в Санкт-Петербурге, СПбГУ и МГИМО.

«В прошлом году ТюмГУ стал участником самой престижной российской программы по повышению конкурентоспособности российских университетов – 5-100. Перед нами возникли вопросы, которые мы до этого коллективно и так настойчиво не обсуждали. Один из них – что делать с гуманитарным образованием и исследованиями в вузе, как в глобальной гуманитарно-исследовательской повестке найти свое место. Это нам и нужно понять», – задал тон дискуссии ректор университета Валерий Фальков.

DSC_2560.jpg

Сегодня продолжается век «технарей». Но при этом все инженеры и естественники понимают, что в современном мире быть нормальным специалистом невозможно без хорошей гуманитарной составляющей.

«Более того, гуманитарное знание от жесткой дисциплинарности, которая была раньше (только филология, только история), переходит к интегрированию с другими дисциплинами. Мы видим «свадьбы», альянсы и заигрывания между дисциплинами. Появляются новые области, например, антропологи плотно взаимодействуют с историками и филологами», – отметил В. Фальков.

Его точку зрения разделяет профессор практики Московской школы управления Сколково Андрей Щербенок, обладатель как степени кандидата филологических наук из СПбГУ, так и степени PhD из Беркли. Он отметил, что все университеты строятся как дисциплинарное сообщество, делясь на кафедры.

«Вопрос о том, что происходит с дисциплинами, в частности социогуманитарными, принципиально важен для любого университета, – сказал эксперт. – Нужно менять структуры дисциплин. Та система, которая сложилась в Германии в конце XIX века и до сих пор используется в высшей школе, подвергается разного рода вызовам со стороны общества, экономики и студентов».

DSC_2649.jpg

Заведующая кафедрой журналистики Института филологии и журналистики ТюмГУ Ольга Петрова заявила, что научное сообщество университета готово к переменам.

«В связи с таким вызовом, как вхождение университета в проект 5-100, каждый институт, кафедра и направление ищут пути модернизации. Цель одна – сделать университет тем местом, где граждане получают настоящее образование, а не только знания. Мировая повестка состоит в том, что гуманитарная сфера должна найти что-то новое, выйти на другую ступень, но сохраняя и используя опыт, который есть. И здесь междисциплинарность, о которой многие говорят, кажется интересным решением. Это дает возможность для расширения и углубления своей дисциплины».

Кстати, на базе кафедры уже есть такие примеры. В этом году создана новая магистерская программа «Медиакоммуникация». В ней сочетаются журналистика, издательское дело и коммуникационные процессы.

«Основная задача – дать студенту не столько знания по дисциплине, сколько важные навыки проектирования в сфере медиакоммуникаций, в творческой или управленческой работе. Это современный вызов, когда от журналиста требуется не только умение творчески работать, но и быть как рыба в воде в новой технологической среде», – сообщила Ольга Петрова.

DSC_2672.jpg

Приглашенные гости отметили, что гуманитарное образование и наука России отстают в своем развитии на десятилетия. После 1960-х годов развитие социогуманитарных дисциплин в нашей стране резко замедлилось, в результате они во многом остались в стороне от фундаментальных изменений 1970–1990-х, которые определили облик этих дисциплин в других странах.

«В современном мире вся эта информация обрушилась на человека. Оказалось, что весь мир живет по одним правилам, а мы в гуманитарной сфере жили изолированно, считали, что это и есть вся наука. Шлюзы открылись, и оказалось, что там другие теории, они доминирующие во всем мире, а мы с ними не знакомы, и неизвестно, как они вообще соотносятся с нашими», – отметил Валерий Фальков.

Советник министра образования и науки РФ Андрей Волков констатировал, что исторически Россия последние 80 лет играла в «догоняющую индустриализацию». Задача была одна – догнать развитый западно-европейский и американский индустриальный мир (в силу военных, геополитических и экономических причин).

DSC_2603.jpg

«Поэтому лидеры государства бросили все силы на развитие инженерии и технологии и связанных с ними дисциплин – математики, физики и других инженерно-технических наук. И, поверьте, мы не уступали в этих областях на мировом фоне, – рассказал он. – Но мы проспали переход к постиндустриальному периоду, при котором значение того, как человек думает, размышляет и действует, оказывается не менее важным, чем его способность работать с техническими разработками. Сейчас при масштабной цифровизации, которая произошла в обществе, меняется поведение человека. И гуманитарные знания становятся очень важными. Российские вузы, в том числе и Тюменский государственный университет, только-только начинают эту важность понимать, пытаются создавать новые дисциплины и кафедры. Разрыв составляет десятилетия, и у нас нет времени ждать 40–50 лет. Нам нужно проделать этот путь быстрее».

А. Волков отметил, что это будет невозможно, если вузы не «вернут в стены высшей школы образование, а не только подготовку».

«Конечно, сегодня нужны и подготовленные специалисты. Но мировой запрос сейчас – это образованные люди, далеко выходящие за рамки своей узкой сферы, способные на нее взглянуть с разных сторон. Я бы хотел верить, что наши университеты, в лице лидеров, вернутся в образование за 5–10 лет. Если это произойдет, то автоматически будут востребованы и гуманитарные исследования, и разработки, а мировые ученые сами поедут к нам. При этом вторая задача решится быстрее», – уточнил А. Волков.

Эксперты сошлись во мнении, что специалист настоящего и будущего – это универсальный человек. Он умеет и читать тексты, и критически мыслить, и правильно говорить, при этом профессию он может сам себе найти или создать.

«Срок жизни какой-то профессии в настоящее время составляет 5–7 лет. Как можно выучиться под определенную профессию, если технологии меняются за несколько лет? Поэтому надо учить универсальным вещам. Если человек умеет обращаться с текстом, он может секретарем поработать, реализовать себя в творчестве, составлять рекламные тексты, с документами работать, быть переводчиком. В любом обществе и стране, в любой ситуации он найдет работу или создаст ее. Наша задача давать образование для жизни, а не заниматься подготовкой кадров под рабочие места», – резюмировал ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Эту точку зрения высказывает и профессор Колумбийского университета и Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Борис Гаспаров. Он считает, что сегодняшнее российское гуманитарное образование не готовит людей к выходу в интеллектуальный мир современной науки.

DSC_2748.jpg

«Нужно менять курсы, их структуры, перемешивать дисциплины, давать студентам знания фрагментарно и учить их активно сопоставлять эти фрагменты. Все это заложено в принципе образования «liberal arts» (свободные науки и искусства). Он был распространен в России в XIX веке, но совершенно вышел из употребления в советское время. По моему мнению, отсутствие этого принципа, когда студенты свободно выбирают и комбинируют фрагменты знаний из разных дисциплин, привело к тем проблемам, которые мы имеем сегодня. Предпосылки к возвращению такой формы образования в российскую высшую школу есть. Я их вижу на примере своих студентов в Санкт-Петербурге», – сказал ученый.

По словам руководства университета, итогом конференции станут управленческие решения о внедрении в образовательный процесс интересных междисциплинарных подходов, запуск образовательных и исследовательских проектов.

«Это начало разговора, которое приведет к созданию новых программ при университете, современной гуманитарной повестке. Гуманитарии заслуживают того, чтобы выйти на другой научный уровень, – поделился доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков Института истории и политических наук ТюмГУ Федор Корандей. – Если мы посмотрим на любую хорошо живущую страну, то увидим, что с гуманитарными науками там все в порядке. Если вы хотите, чтобы у вас был нормальный город, то университеты должны начинать с образования гуманитариев. Это люди, которые порождают универсальный код. Без знания языка в широком смысле мы не можем развивать технологии».

По словам Федора Корандея, Россия может производить сложные технологии, как это было в СССР. Но Советский Союз по большому счету и погиб потому, что гуманитарным наукам уделялось исключительно подчиненное значение.

«Этот класс людей оказался в оппозиции, не имел того статуса, который был у таких специалистов в мире. И большая проблема нашей страны сейчас – отсутствие квалифицированного разговора о культуре, механизмах, которые нас могут соединить со всем остальным миром. Все это без гуманитариев решено быть не может», – подытожил доцент ТюмГУ.




Источник:

Информационное агентство РБК:
http://t.rbc.ru/tyumen/02/06/2016/574fc6949a794751b9000462?from=main

Поделиться
Июль 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики

Cмотрите также