В ТюмГУ отмечают 120-летие гения психологии

В ТюмГУ отмечают 120-летие гения психологии

Образование 15 Декабря 2016
В Тюменском госуниверситете проходят Сибирские психолого-педагогические чтения, посвященные наследию выдающегося ученого Льва Выготского.

«Мы проводим Чтения в память о великом человеке, имя которого неразрывно связано с судьбой нашей страны. Если говорят Лев Семенович Выготский, то говорят Россия, – рассказывает профессор Института психологии и педагогики Наталья Малярчук. – Сегодня наша цель популяризировать его идеи, показать, как они развиваются в разных направлениях: в науке, образовании и на практике».

Приветствуя участников, она привела слова советского психолога, ученика Выготского Александра Лурия, которые наилучшим образом характеризуют великого ученого: «Не будет преувеличением назвать Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке не встречалось человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии».


Лев Семенович Выготский – известный русский психолог начала XX века, классик мирового уровня, который работал в широком культурно-историческом ракурсе и связал психологию с педагогикой. Он внес огромный вклад в психологию, педагогику, дефектологию, психолингвистику, искусствознание и многие другие научные направления. Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений: детская психология, возрастная, общая, а также нейропсихология и другие.

Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Есть последователи его идей и в Тюменском госуниверситете. В Институте психологии и педагогики трудятся несколько выпускников Московского государственного университета, которые учились у учеников и соратников Выготского. Среди них профессора Е.Г. Белякова, Е.Л. Доценко, Н.А. Алексеев.

«Сегодня Лев Выготский определяет лицо не только российской психологии, но и мировой. Если на западе доминирующим направлением в психологии является психоанализ и его разновидности, то Выготский ставил во главу угла культурно-историческую, социальную природу человека», – говорит профессор Николай Алексеев.

Среди наиболее актуальных сегодня идей Выготского профессор выделил обязательное соединение в исследованиях теории и практики, а также изучение индивидуальных особенностей человека.

«Выготский говорил: чтобы понять норму, нужно постичь ненорму. Любое отклонение дает больше информации, чем если мы работаем с нормой», – подчеркнул Н. Алексеев.

Он также отметил, что по популярному сегодня наукометрическому показателю – цитируемости – русский ученый в 5 раз обгоняет своего коллегу, известного европейского ученого Жана Пиаже.

Сибирские психолого-педагогические чтения продлятся до конца дня. Участников ждут мастер-классы и педагогические мастерские, на которых будут разбирать такие темы, как «Биографическая рефлексия как ресурс профессионального становления личности», «Арттехнологии в инклюзивном образовании», «Поступок: культурно-историческая природа личности» и др.

Кроме того, участники Чтений обсудят проблемы обучения и воспитания одаренных детей и детей с особенностями развития в контексте идей Выготского, а также рассмотрят опыт работы тюменской гимназии № 1 по системе Л. Занкова как возможность развития универсальных учебных действий.



Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Поделиться
Декабрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики