Помогать ли подростку в профессиональном определении? Советы психолога

Помогать ли подростку в профессиональном определении? Советы психолога

Образование 20 Июня 2019

Даже если родители выбирают для своего ребенка профессию, идеально  соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям, он все равно оказывается в разы менее конкурентоспособным по сравнению со своими сверстниками, получившими опыт самостоятельного принятия важного решения – совершения поступка. Такое мнение высказала ассистент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Елена Шаймарданова.

«Определиться с местом работы один раз на всю жизнь в современном мире представляется маловероятным, – пояснила она. – Неоднократная смена места работы или области профессиональной деятельности – это реальность, к которой имеет смысл готовиться. Более того, профессионалам, работающим в условиях неопределенности, решать задачи сложного выбора приходится иногда несколько раз за день».

По мнению психолога, наиболее удачным в общении родителей и ребенка-абитуриента будет принцип «Давай вместе» – сопереживание, приглашение к диалогу и равноправному сотрудничеству с предполагающейся заранее готовностью отступить в сторону, когда поддержка окажется больше не нужна.

«В диалоге по поводу профессионального самоопределения между абитуриентом и родителями важно реалистичное описание всех имеющихся альтернатив. Хорошей опорой для формирования представления о рынке труда является "Атлас новых профессий", созданный в "Сколково" с участием более 2500 экспертов: прогнозируется появление 186 новых профессий и отмирание 57 существующих уже к 2030 году. Кроме того, необходимо понимание ценностей, стоящих за каждой из альтернатив: что притягивает и вдохновляет, что вызывает положительные эмоции в связи с тем или иным направлением обучения и профессией у самого абитуриента. Диалог, направленный на прояснение реальных альтернатив и стоящих за ними ценностей, помогает "здесь и сейчас" приблизиться к принятию решения. И даёт несколько неочевидных долгосрочных эффектов: формирование системы ценностных ориентиров абитуриента, укрепление семейных отношений и личностное взросление всех участников диалога», – заключает Е. Шаймарданова.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Поделиться
Октябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики