Создан комплекс методик, позволяющий диагностировать исследовательскую компетенцию студентов
«На современном этапе развития многоуровневого психолого-педагогического образования исследовательская деятельность является важной характеристикой личности будущего профессионала. Инновационный потенциал выпускника вуза, его конкурентоспособность сегодня во многом определяются не только личностно-профессиональными качествами, но и способностью проявлять самостоятельную исследовательскую активность, – сообщила заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ Ольга Андреева. – В связи с этим в структуре готовности выпускников повышается значимость соответствующего компонента подготовки, качество которого напрямую зависит от сформированности исследовательской компетенции».
В комплекс вошли методика цветовых метафор И. Соломина, адаптированная методика мотивационной индукции Ж. Нюттена, методика установки агностического подхода профессиональной идентичности У. Родыгиной, методика визуализированных проблемных вопросов и другие оценочные инструменты.
По мнению авторов работы (Ольги Андреевой, Инны Васильевой и Ольги Селивановой), предлагаемые методики могут использоваться как в совокупности, так и выборочно при диагностике определенных компонентов модели исследовательской компетенции.«Для комплексной оценки исследовательской компетенции студентов педагогических направлений важно использовать диагностические методики, оценивающие практическую, знаниевую и ценностную составляющие. Следует включать диагностические методики, задействующие осознаваемый и неосознаваемый аспекты данной компетенции, сопоставлять объективные и субъективные показатели сформированности этого профессионального качества», – прокомментировала О. Андреева.
Также специалисты указывают на необходимость создания в вузах специальной среды, мотивирующей обучающихся к научной работе. Комплекс позволит не только проводить в учебном заведении мониторинг уровня сформированности исследовательской компетенции молодого специалиста, но и наладить в вузе работу по оперативному выявлению проблем и кризисных этапов учебного процесса и, как следствие, своевременно принимать действенные меры коррекции.
Фото: dorogomilovosovet.ru