Об ориентирах и перспективах современного образования

Об ориентирах и перспективах современного образования

Образование 5 Марта 2011

1 марта 2011 года в Институте психологии, педагогики, социального управления Тюменского госуниверситета в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект)» состоялось заседание Круглого стола «Образование и культура: проблемы реализации культурологического и компетентностного подходов».

Обсуждение за Круглым столом стало закономерным продолжением разговора по проблемам, поднятым на пленарном заседании конференции в докладах академика РАО В.И. Загвязинского и президента ТюмГУ, члена-корреспондента РАО Г.Ф. Куцева. Прежде всего речь шла о значимости ориентиров современного образования на гуманистические ценности, главная из которых - человек и его личностное развитие, а образование выступает в качестве главного компонента человеческого потенциала, о ресурсах и опасностях информационного пространства для развития личности.

Заседание открыла профессор А.Ф. Закирова с обсуждения ключевого вопроса о стратегических (истинных и ложных) ориентирах современного образования и проблеме выбора направлений его развития. В связи с ним участники затронули проблемы трудности и во многом хаотичности выстраивания в настоящее время стратегических ориентиров, приводящих к появлению в каждом новом документе разнящихся требований к развитию личностных качеств, неготовности образовательных учреждений к определению своей миссии с учетом общих задач (Емельянова И.Н., д.п.н., профессор ТюмГУ). Профессор ТюмГУ И.В. Манжелей выразила обеспокоенность трактовкой нового стандарта и намечающимся дисбалансом в развитии человека в физическом и духовном плане. Отметила необходимость ориентации на развитие физической культуры человека в единстве с его духовностью, а не насаждение занятий спортом. Е.Н. Володина, канд. филол. наук, заведующий кафедрой филологии ТОГИРРО, подчеркнула тенденцию к снижению гуманитарной составляющей в новых стандартах общего образования. Вместе с тем участниками Круглого стола была высказана мысль о необходимости широкого понимания гуманитарной составляющей образования и выхода за пределы его трактовки только как представленности в учебном плане гуманитарных дисциплин, назвав подлинной гуманитарностью метапредметность знания. Так, А.Ф. Закирова отметила уже имеющиеся достижения в исследованиях в области метапредметного знания. По ее словам, С.С. Мальцева (учитель русского языка и литературы МОУ Лицей №34, канд. пед. наук) доказала, что можно «гуманитарно обучать» в профильных классах физиков.

Профессор ТюмГУ О.А.Селиванова обратилась к проблеме идентификации и ценностей современного образования. Одной из причин затруднений в формировании конкретных целей образования она считает современный уровень и темпы развития информационного пространства. Впервые за всю историю человечества педагог как субъект передачи знаний следующему поколению утратил средства контроля за потребляемой обучаемыми информацией. Поскольку, по словам О.А. Селивановой, скорость изменения информационного пространства опережает возможности человека «встроиться» в него. Дискуссию вызвала высказанная с опорой на исследования ученых мысль об исчерпанности возможностей современного человека как вида для развития способностей управлять информационными потоками и необходимости качественных изменений на физиологическом уровне. В процессе обсуждения данных положений выступления участники пришли к выводу о необходимости новых технологий управления информацией, доступных для освоения человеком в любом возрасте. В.И. Загвязинский отверг мысль об исчерпанности человека и подчеркнул важность осмысления вопросов, кого обучать и чему обучать, на основе ценностей личных и социальных в ситуации возникающих барьеров между субъектами образовательного процесса в виде компьютера и информационного пространства, во многом способствующих обезличиванию общения.

В процессе обсуждения перспектив интеграции образовательного потенциала гуманитаризации и информатизации, условий и способов практической реализации образовательных нововведений был затронут ряд вопросов. В частности – о широких возможностях использования информационных ресурсов в различных образовательных областях как средства наглядности. При этом директор ИППСУ Л.Д. Плотников, говоря о стратегической линии по формированию личности, отметил значимость в этом процессе обеспечивающих факторов, а именно личности педагога. Он указал на ряд проблем в сфере подготовки педагогических кадров, таких, как низкий уровень подготовки студентов, отсутствие новых стандартов для высшего педагогического образования, низкий уровень мотивации лучших выпускников к работе в школе. Он также подчеркнул необходимость формирования личности руководителей образования.

Вместе с тем отмечены и опасности, которые связаны с освоением информационного пространства и уже нашли отражение в противопоставлении понятий медиакультура/киберкультура. Аспирантка академической кафедры теории и методологии социально-педагогических исследований ТюмГУ И.В. Шулер подчеркнула важную роль чтения как важнейшего инструмента освоения культуры, препятствующего «превращению человека в киборга». Она высказала мысль о значимости решения в современном образовательном процессе задачи формирования личностного характера читательской деятельности, позволяющей не только вычерпывать информацию на уровне значения, но и проживания знания. Т.В. Обласова (докторант академической кафедры) продолжила эту мысль в аспекте развития учебно-информационных умений школьников и отметила преобладание как в научно-методических публикациях, так и в практической деятельности педагогов, операционально-технологического подхода к овладению навыками переработки информации. Альтернативой данному подходу она считает отношение к работе с информацией как текстовой деятельности, основанной на процедурах понимания и предполагающей проявление и формирование ценностно-смысловой позиции понимающего субъекта.

Подводя итоги заседания Круглого стола, А.Ф. Закирова подчеркнула возрастающую роль науки и необходимости методологической проработки междисциплинарных исследований и исследований прикладного характера. Е.Г. Белякова (д.п.н., зам. директора по НиНр ИППСУ ТюмГУ) отметила, что главный ресурс социокультурного пространства человек, его умение читать и управлять информационными потоками. Завершая обсуждение, В.И. Загвязинский сформулировал тезис о значимости для развития личности в социокультурном информационном пространстве образования процессов смыслообразования как в личностном, так и социальном плане.

 

К сведению:

В заседании приняли участие преподаватели вузов Тюмени и Екатеринбурга, методисты, студенты, учителя общеобразовательных учреждений, аспиранты, докторанты, преподаватели учреждений дополнительного образования, заместители директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе.

Провели круглый стол Закирова Альфия Фагаловна, д.п.н., профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ИППСУ Тюменского государственного университета, исп. директор ТюмНЦ УрО РАО и Манжелей Ирина Владимировна, д.п.н., профессор, руководитель Центра оздоровительной физической культуры Тюменского государственного университета.

 

Отдел информации и связей с общественностью ТюмГУ
по материалам академической кафедры теории и методологии
социально-педагогических исследований ТюмГУ

 

 

 

Рубрики
Поделиться
Ноябрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики