Социологи определили социально-профессиональный портрет учительства Ямала

Социологи определили социально-профессиональный портрет учительства Ямала

Общество и культура 16 Сентября 2016 800
680 учителей Ямало-Ненецкого автономного округа приняли участие в социологическом исследовании учебно-научной лаборатории, действующей при кафедре общей и экономической социологии ТюмГУ. Темой исследования стал социально-профессиональный портрет учительства Ямала. Работа под руководством научного руководителя ТюмГУ Геннадия Шафранова-Куцева выполнялась по заказу Ямало-Ненецкой окружной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.
 
Среди опрошенных в каждом втором случае респондент был первым в поколении, проживающим на Крайнем Севере, в каждом третьем случае на этой территории проживают два поколения (помимо респондента до него здесь жили  или живут его родители).

Оказалось, что основным каналом миграции на ЯНАО являются другие субъекты России и другие страны (85%). Как отмечают социологи ТюмГУ, вопреки распространённому мнению, что Север «пополняется» за счёт приезжих с юга Тюменской области, в действительности оттуда приехал лишь каждый восьмой респондент. «Всю выборочную совокупность можно разделить на три категории: каждый седьмой представляет коренное население («аборигены»), три четверти – приезжие, постоянно проживающие на территории автономного округа, а каждый тринадцатый – приезжий, проживающий временно», – уточняют исследователи Галина Ефимова, Елена Любимова и Максим Семенов. Для двух третей педагогов основными мотивами переезда на Крайний Север стали «перспектива высокого заработка» и «переезд вслед за супругом или супругой».

учитель.jpg


Любопытно, что в качестве наиболее значимых специфических «северных» условий и факторов, которые осложняют работу педагогических коллективов, названы: климатические условия (90%); территориальная отдалённость от других субъектов РФ и крупных образовательных центров (85%); удалённость учреждения, труднодоступность во время межсезонья (65%); последствия погодных условий (47%); смещение графика учебного процесса (22%); межнациональное взаимодействие (10%).

Наиболее важным специфическим качеством учителя национальной школы большинство опрошенных назвали «владение языком народностей Крайнего Севера» (68%), «владение внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью» (63%), «особо бережное отношение к личности ребёнка, находящегося в удалении от родителей и семьи» (62%).

В ходе исследования прояснились и проблемы кочевых школ. Среди трудно решаемых у респондентов на лидирующих местах оказались «недостаточная психологическая и методическая подготовка учителей к работе в кочевых школах» (27%) и «отсутствие или недостаток учебных и методических пособий, адаптированных к обучению детей в кочевых школах» (15%).

Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ




Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости из жизни Тюменского госуниверситета. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: https://t.me/tyumen_university

Поделиться

Cмотрите также