Завершились первые курсы «Школы востоковеда»

Завершились первые курсы «Школы востоковеда»

Общество и культура 19 Апреля 2018 676

Напомним, в декабре 2017 года междисциплинарный образовательный проект «Первая школа востоковеда» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Проект направлен на популяризацию в Тюмени знаний о культурах Востока. Занятия в школе начались 1 марта и завершатся 31 мая.

Как идет реализация проекта, рассказывает Дмитрий Иванов, преподаватель курса по религиоведению. 

0B7DKxxcWlk.jpg

– Какие цели преследовал проект?

– Сегодня, когда востоковедение находится на новом пике своей популярности в высшей школе, выпуск новостей не обходится без упоминания Китая или Ближнего Востока, а мы при этом продолжаем (или собираемся) путешествовать по экзотическим странам Юго-Восточной Азии или Аравийского полуострова, интерес к странам Востока продолжает расти. При этом далеко не всегда у человека есть возможность разобраться в огромном потоке информации, увидеть за событием иную культуру, а не стереотип, услышать другой язык. Такую «культуроцентристскую» установку мы разделяли, готовя этот проект. Поэтому для школы мы разработали интенсивную образовательную программу, которая бы учитывала академический подход к изучению языков и культур Востока и при этом не требовала от участников специальной подготовки и большого количества времени на обучение. Звучит немного утопично, но сейчас школа подходит к концу, и мы видим, что это вполне возможно, во всяком случае, в качестве некоторого введения для последующего, более углубленного изучения.

– Как удалось стать победителем конкурса Фонда президентских грантов?

Формально, как и любой другой победитель, наш проект получил необходимое количество баллов у экспертной комиссии в Фонде президентских грантов, что позволило выйти в финал. Если говорить про внутреннюю кухню, то это длительная (около полугода) подготовка школы, в ходе которой мы занимались образовательной программой, подбором команды, определением партнеров, среди которых мультицентр «Моя территория» и тюменская религиозная организация прогрессивного иудаизма «Мадрегот», на базе которых проходят занятия. Также проект поддержали Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет, многие тюменские СМИ, например «Тюменская область сегодня» и канал «Тюменское время».

– Успех в изучении восточных языков зависит от методики преподавания. В чем уникальность образовательного проекта для Тюмени?

– Да, изучение любого языка требует качественного преподавания. И мы в школе стремились заинтересовать языком, показать его красоту и богатую культурную традицию, в которой он существует. Кроме этого, конечно, работали с произношением (что в случае с арабским и китайским имеет большое значение), базовой грамматикой, диалогами и текстами, чтобы участники смогли продолжить обучение уже самостоятельно. Поэтому среди преподавателей школы либо носители языка, имеющие опыт преподавания, либо специалисты-филологи. Кстати, такая богатая языковая палитра – китайский, арабский, еврейские и клинописные языки – действительно уникальный опыт для Тюмени, который мы планируем масштабировать.

Что же касается курсов по религиоведению и психологии межкультурных коммуникаций, то их задача – связать языковые навыки с представлениями о конкретных культурах интересующих стран. Свой курс по религиоведению, например, я веду в тюменской синагоге, и это уже интересный опыт для участников, большая часть которых никогда не бывала в синагогах вообще, а разговор об иудаизме и появлении христианства в этих стенах как нигде уместен.

3d5e418dc147760dcc6c35c21f461092.jpg

– Кто среди слушателей и как проходит обучение?

– Расписание позволяет посещать все занятия, которые в основном проходят вечером или по выходным. Поэтому в зависимости от личного интереса участники формируют индивидуальный график обучения. И кстати, мы изначально планировали школу для широкой аудитории, поэтому в проекте принимают участие люди самого разного возраста: от школьников до пенсионеров. Самому юному ученику всего 12 лет.

После моего курса «Основы религиоведения» я надеюсь, что участники полюбят первоисточники, будут знать, откуда возникает та или иная религиозная идея или понятие. На первых занятиях, например, мы разбирали понятия веры и религии и их аналоги в Танахе, Новом Завете, Коране, Упанишадах, искали общие и различные смыслы. Особенно радует, что на моем курсе ученики, которые до этого 1,5 месяца изучали иврит, уже могут читать отдельные слова и фразы библейского текста в оригинале, которому более 2500 лет.

– Программа проекта рассчитана на 3 месяца. 31 мая проект завершится. Что уже получилось и какие планы на будущее?

– Сейчас идут занятия по двум последним курсам: религиоведению и арабскому языку, но уже можно кое-что сказать. Во-первых, мы получили в 3 раза больше заявок на участие в школе, чем ожидали, их больше 300. Во-вторых, несмотря на то что не все участники смогли пройти обучение полностью, количество выпускников позволяет говорить об успешном проведении школы. В-третьих, в ходе нашего общения с учениками и с партнерами мы поняли, какие аспекты востоковедения и какие языки требуют дальнейшего углубленного освещения. Думаю, после небольших каникул появятся новости о следующих наших проектах.

RSxUPc3yvKM.jpg


Преподаватели школы

Сергей Григоришин – историк философии, кандидат философских наук, руководитель «Первой школы востоковеда», преподаватель курса «Введение в клинописные языки».

Дмитрий Иванов – религиовед, руководитель Тюменского центра иудаики, преподаватель курса «Введение в религиоведение».

Владимир Нежданов – магистр международных отношений, востоковед-китаист, региональный представитель Дома российско-китайской дружбы в Тюмени, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, преподаватель курса «Введение в китайский язык».

Екатерина Новокрещенных – лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель курса «Иврит и идиш».

Ольга Пушкаревич – филолог, психолог, этноконфликтолог, независимый эксперт по межнациональным вопросам и информационной безопасности, преподаватель курса «Психология межкультурных коммуникаций».

Ахмед Ибрахим – руководитель Центра арабистики ТюмГУ и магистрант Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ. 

 

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Поделиться
Июнь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики

Cмотрите также