Доклад ректора "О задачах коллектива университета на 2013 - 2014 учебный год"

Доклад ректора "О задачах коллектива университета на 2013 - 2014 учебный год"

Общество и культура 2 Сентября 2013 1079

Еще совсем недавно в своей предвыборной программе я поделился основными планами на ближайшую и среднесрочную перспективу. Это касалось всех основных направлений работы университета: развития кадрового потенциала, стимулирования научной активности, реформирования структуры университета и системы управления.

 

Многие из этих планов уже начали осуществляться.

  1. Проведена структурная реформа университета. Созданы новые институты, сформированы их органы управления, решены основные организационные вопросы. Важно отметить, что эта реформа была принята коллективом и не замедлила нашего движения вперед.  Далее запланировано обсуждение программ развития каждого из институтов.
  2. Завершен первый этап реформирования системы управления. Несмотря на то, что в этом направлении нам предстоит еще многое сделать, уже сегодня аппарат управления стал более компактным, ректорат в большей степени сосредоточился на расширении контактов с органами власти и крупными промышленными предприятиями. В результате кадровых преобразований почти на 56 ставок сократилась штатная численность административно-управленческого, учебно-вспомогательного и прочего обсуживающего персонала (сокращение расходов на 788 тысяч рублей ежемесячно). При этом в соответствии со стратегической целью – стать национальным исследовательским университетом на – 23,5 ставки увеличилось количество научных сотрудников. Это увеличение произошло за счет введения временных ставок в Технопарке (в рамках проекта с заводом Нефтемаш) и создания новой хозрасчетной структуры – научно-технического центра «Экология». Задача данного подразделения – увеличить объем прикладных научных исследований в области экологии и промышленной безопасности.
  3. Установлены партнерские отношения с крупнейшими предприятиями региона – металлургическим заводом по производству сортового проката «УГМК - Сталь» и Антипинским нефтеперерабатывающим заводом. Это принципиально важно как для университета, так и для области, особенно в контексте недавно поставленных государством задач.  
  4. В непростых условиях нам удалось открыть еще один, десятый по счету, диссертационный совет – по юридическим наукам. Мы больше полутора лет шли к этой цели, и в результате 12 августа был подписан соответствующий приказ.
  5. Университет успешно провел приемную кампанию.

__________________________________________________

 

В текущем году университету было выделено 1210 мест в бакалавриат, специалитет и магистратуру, что на 84 бюджетных места меньше в сравнении с предыдущим годом (за счет сокращения в бакалавриате и специалитете). При этом достаточно существенно увеличилось количество выделенных бюджетных мест в магистратуре – на 72.

Количество выпускников школ на юге Тюменской области также сократилось в сравнении с 2012 годом на 397 человек.  

Наконец, еще одно важное обстоятельство – с учетом изменения экономической ситуации в стране и в регионе, принимая во внимание вступление в силу нового Федерального закона «Об образовании», мы заметно увеличили стоимость обучения – на 17, 34 %. Это непростое решение, но, как оказалось правильное.

В результате на первый курс очной формы обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 2624 человека. Это несколько меньше, чем в прошлом году, но с учетом указанных исходных условий – вполне закономерно. Сокращение бюджетных мест, количества выпускников и повышение стоимости неизбежно отразилось на количественных показателях приемной кампании.

Вместе с тем, нам удалось добиться главного – обеспечить более высокое качество приема.

__________________________________________________

 

В этой связи хочу обратить ваше внимание на следующие результаты. 

Во-первых, средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетные места, составляет 71,21. Мы впервые перешагнули 70 - процентный рубеж и вошли, образно говоря, в «высшую лигу» российских вузов.

Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на договорные места, несколько ниже – 61,04 (в 2012 - 57,9), что вполне объяснимо и закономерно (но выше в сравнении с прошлым годом). Таким образом, общий балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс в университет, равняется 64,56 (в 2012 - 63,6). 

Приятно отметить, что самые способные и подготовленные абитуриенты поступили не только на юриспруденцию и экономику, но и на инженерные, естественнонаучные направления.

Во-вторых, и это принципиально важно, впервые в истории университета на два самых востребованных направления – «Экономику» и «Юриспруденцию» - был реальный конкурс не только на бюджетные, но и на платные места. В частности, на направлении «Экономика» на платные места проходной балл был установлен на уровне 160, а на направлении «Юриспруденция» - 170.

Многие считают это решение спорным, но исследовательский вуз по определению не может быть демократичным в вопросах приема. По сути, мы изменили многолетнюю практику экстенсивного развития, основанную на ориентации на финансовые результаты приема, задали новый вектор по одному из важнейших направлений развития вуза.     

В-третьих, мы впервые за последние годы существенно увеличили прием на педагогическое направление и  набрали три группы будущих учителей-предметников:  сформированы группы по профилям «Математическое образование» (25 человек), «Физическое образование» (16 человек) и «Филологическое образование» (11 человек).

В-четвертых, увеличился удельный вес выпускников других вузов, поступивших к нам в магистратуру. Если в прошлом году их было 13 %, то в этом – уже 17.

В-пятых, почти половина выпускников тюменских школ, получивших в этому году наивысшие баллы по ЕГЭ, поступили в Тюменский государственный университет.

__________________________________________________

 

Вместе с тем, обращает на себя внимание ряд фактов, которые вызывают серьезную обеспокоенность.

Уже несколько лет сокращается количество поступивших на магистерские программы. В этом году, в сравнении с прошлым годом, на 67 человек меньше приняли решение продолжить обучение по магистерским программам в нашем вузе. Очень тревожный факт.

Бытует мнение, что сложившаяся ситуация обусловлена желанием выпускников бакалавриата как можно скорее трудоустроиться и их пониманием того, что для этого достаточно первого уровня образования.

Возможно, но при более глубоком рассмотрении проблемы становится очевидным, что главные причины нежелания наших выпускников поступать в магистратуру лежат в другой плоскости. В числе таких причин – невысокое качество ряда магистерских программ, несоответствие их содержания потребностям рынка труда и запросам абитуриентов, формально организованный учебный процесс.

Ситуация усугубляется тем, что отдельные кафедры и руководители магистерских программ в течение учебного года не в полную силу  занимались профориентационной работой, полагая, что это удел приемной комиссии. Хочу особо подчеркнуть: прием в магистратуру – это сфера непосредственной ответственности руководителей магистерских программ, заведующих профильными кафедрами и руководства институтов. Приемная комиссия здесь выполняет сугубо технические функции – организует вступительные испытания и производит зачисление.

В июне прошлого года на Ученом совете мы специально рассматривали вопрос о развитии магистратуры. В рамках его подготовки магистрантам была предоставлена возможность оценить качество образовательного процесса. В итоге 68 % (!) опрошенных отметили, что содержание учебного материала в магистратуре дублирует содержание программ бакалавриата и специалитета, а преподаватели в основном применяют традиционные методы обучения.  

Могу продолжить этот перечень: студенты часто жалуются на необоснованно завышенные требования преподавателей, крайне мало приглашенных специалистов, в том числе практиков, занятия в магистратуре, как правило, ведут те же преподаватели, которые уже читали курсы в бакалавриате, магистранты редко вовлекаются в проведение научных исследований и выполнение хоздоговорных тем.  Все это, безусловно, отрицательно сказывается на привлекательности магистратуры в целом и отдельных магистерских программ в частности.      

__________________________________________________

 

В предстоящем учебном году необходимо провести реструктуризацию ряда образовательных программ и продолжать содержательно совершенствовать учебный процесс в магистратуре.

Прошу руководство институтов и заведующих кафедрами рассматривать эту задачу как одну из приоритетных.

Необходимо осознать, что время изменилось, поэтому надо меняться и нам:  в условиях жесткой конкуренции следует исходить из безусловного приоритета предпочтений абитуриентов и рынка труда, а не руководителей магистерских программ, преподавателей и кафедр. 

__________________________________________________

 

По итогам прошедшей приемной кампании обозначились и другие проблемы.

К сожалению, уже два года последовательно сокращается количество победителей и призеров статусных олимпиад, поступивших в ТюмГУ.

В этом году, несмотря на предпринятые усилия, существенно сократилось число выпускников нашей гимназии, поступивших в университет. Мы становимся заложниками высокого качества  собственной работы: чем выше уровень подготовки гимназистов, тем больше их стремится поступить в столичные вузы (52 – в ТюмГУ, 48 – в Москву и Санкт-Петербург, в том числе 23 человека – в СПбГУ).

Уверен, мы способны найти эффективные способы решения этой проблемы. Наша задача состоит в том, чтобы удерживать лучших в регионе, предоставляя им возможность реализовать себя на малой родине.

__________________________________________________

 

Конкуренция между вузами за лучших абитуриентов будет усиливаться. Опережающее развитие университета, его становление в качестве исследовательского невозможно без долгосрочной, хорошо продуманной  и эффективно организованной профориентационной и рекрутинговой политики. Студенты университета, наряду с преподавателями, формируют «дух» университета, ту незримую среду, которая притягивает таланты, либо наоборот – отталкивает их.

Исходя из этого, нам необходимо поставить себе задачу: сформировать одну из лучших в стране систему поиска, привлечения, отбора и развития талантливых детей и молодежи. Не скрою, эта задача весьма амбициозная, но если мы хотим прочно закрепиться в  числе ведущих вузов России, то иных и быть не должно.

Многое в этом направлении у нас уже сделано. Есть прекрасная гимназия, которой мы по праву гордимся, показывающая очень достойные результаты на всероссийском уровне. Достаточно привести один пример: в текущем году 19 гимназистов сдали ЕГЭ на 100 баллов, всего в области таких выпускников было 56. Выпускник гимназии Иван Китаев, единственный в области за последние восемь лет, сдал ЕГЭ по физике на сто баллов.  Приятно отметить, что он выбрал наш вуз и сегодня является студентом первого курса Института физики и химии.

Уже несколько лет университет в сотрудничестве с ведущими вузами России проводит статусные олимпиады. В дополнение к этому мы организовали собственную межрегиональную олимпиаду школьников «Менделеев».  В новом учебном году надо расширить перечень общеобразовательных предметов, по которым будет проводиться данная олимпиада на базе нашего университета, и добиться ее включения в перечень статусных олимпиад.

Убежден, что университет должен больше внимания уделять педагогам, которые готовят талантливых ребят: это и материальная, и моральная поддержка, включая использование их опыта, приглашение на различного рода целевые мероприятия. Предлагаю подумать об организации силами университета специального конкурса педагогического мастерства с привлечением лучших специалистов России.

Много лет по инициативе Натальи Александровны Шелпаковой и благодаря ее непосредственному участию проводится региональный конкурс учебно-исследовательских работ школьников «Экология жизненного пространства». Благодаря усилиям Геннадия Филипповича Куцева и при поддержке областного департамента образования  ежегодно организуется языковая школа «Санрайз» и Летняя экологическая школа.  

Все эти начинания уже зарекомендовали себя в качестве эффективных площадок работы с талантливыми детьми. Пришло время идти дальше и запустить новые проекты, направленные на поиск и развитие одаренных и талантливых детей. В обществе большой запрос на дополнительное образование, на новые формы работы с талантливыми людьми.

__________________________________________________

 

В данном случае я имею в виду предложения двух наших коллег.

Сергей Витальевич Кондратьев выступил с инициативой реализовать новый проект по ранней профориентации школьников и углубленному изучению  общеобразовательных предметов – «Академию знаний».

Другую, не менее интересную идею, которую надо обязательно поддержать, высказал Александр Яковлевич Юффа. Он предлагает организовать на базе университета «Школу умников» – специальную площадку по поиску и развитию  одаренных и талантливых школьников по уникальным образовательным программам.

__________________________________________________

 

В системе высшего образования России уже давно идут процессы стратификации и дифференциации. Государство сделало ставку на опережающее развитие лидеров.  За последние восемь лет сформировалась сеть ведущих вузов страны. В нее входят Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, девять федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и 55 вузов, по итогам конкурсов получивших федеральные средства на реализацию своих программ стратегического развития. К сожалению, Тюменский государственный университет по формальным показателям пока не входит в эту когорту.

Сознательно акцентирую внимание на этом, для того чтобы мы четко представляли себе место университета в системе высшего образования России. Во всяком случае, ясно понимали, какими нас видит наш учредитель.

Сегодня мы находимся у основания пирамиды. Что это влечет за собой? Это значит, что мы не получаем дополнительную государственную поддержку своей программы развития. Иначе говоря, государство нас финансирует на общих основаниях, принципиально в ином объеме в отличие от ведущих вузов. И это значит, что у них больше ресурсов для динамичного развития, совершенствования учебного процесса, обновления материальной базы, создания условий для привлечения лучших исследователей.

К ноябрю 2015 года ведущим образовательным и научным организациям планируется предоставить права самостоятельного присуждения ученых степеней и выдачи соответствующих дипломов.

Ситуацию надо менять, и это требует усилий всего коллектива.

__________________________________________________

 

Наш университет без преувеличения играет особую роль в социально-экономическом развитии региона, качественно готовит востребованные кадры.

Мы имеем серьезный задел: за последние семь лет университет выиграл множество конкурсов и получил больше миллиарда рублей на развитие. Это говорит о том, что у нас есть все предпосылки, чтобы активно включиться в конкурентную борьбу за право стать ведущим вузом России и получать дополнительную государственную поддержку.

Еще раз хочу особо подчеркнуть, такая поддержка становится все более неравномерной.  Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером, будет зависеть не только от имеющегося у вуза научного потенциала и поддержки региона, но и от воли коллектива соответствующего вуза, от его внутренней энергии, от способности к движению вперед и к переменам.

В начале мая этого года был объявлен конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим российским университетам в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В начале июля были названы вузы-победители. Мы не принимали участие в этом конкурсе, поскольку не соответствовали ряду формальных критериев. В данном случае важно другое: подобные конкурсы будут проводиться ежегодно. На эти цели в ближайшие четыре года из федерального бюджета выделяется 42,5 миллиарда рублей.

С учетом накопленного опыта и имеющегося потенциала, нам, безусловно, надо готовиться к участию в очередном подобном конкурсе и добиваться победы.  

__________________________________________________

 

21 августа состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждались меры государственной поддержки вузов. В результате наибольшие преференции от государства были обещаны тем вузам, которые готовят своих студентов под конкретные производства, напрямую работают с промышленными предприятиями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты.

Мы уже много лет последовательно двигаемся в данном направлении, и у нас здесь также есть очень хороший задел.

В частности,  совместно с ОАО «ГМС Нефтемаш» мы реализуем крупный проект, целью которого является разработка и серийный выпуск измерительной установки для учета добываемой нефти и газа на месторождениях, находящихся на завершающей стадии добычи. Период выполнения данного проекта – с февраля 2013 по ноябрь 2015 года, объем финансирования – 300 млн. рублей, из них 150 млн. – средства государственной субсидии, 150 млн. – средства акционерного общества. Проект соответствует приоритетному направлению «Рациональное природопользование». Это один из ярких примеров реальной взаимовыгодной кооперации вуза и крупного промышленного предприятия в нашем регионе.

У нас также есть уникальный опыт успешной реализации образовательной программы по заказу и в сотрудничестве с Тюменским институтом нефти и газа.      

__________________________________________________

 

Вместе с тем, давайте зададимся вопросом: в полной ли мере возможности Тюменского государственного университета соответствуют потребностям региональной экономики и социальной сферы? В достаточном ли объеме у нас обеспечена практичность обучения, связь образования с рынком труда, а научных исследований с запросами внешней среды?

Учитываем ли мы в своей деятельности, что каждый третий сотрудник предприятий и организаций в Тюменской области трудится в сфере малого и среднего бизнеса (всего порядка 160 тысяч человек)? Надо понимать, какие проблемы с кадрами у таких компаний, кого им не хватает сегодня и кто им будет нужен завтра.

Проводим ли мы глубокий анализ конкурсов на замещение вакансий и формирование кадрового резерва, объявляемых многочисленными органами государственной власти и местного самоуправления? А ведь публичный сектор является крупнейшим работодателем.

Проводим ли мы четкую связь между существующими в области инвестиционными проектами и формированием будущего заказа на кадры для этих же проектов? Знаем ли мы, какие специалисты будут востребованы в области через три, пять, десять лет? 

В новом учебном году нам предстоит уделить приоритетное внимание вопросам интеграции университета и его структурных подразделений с работодателями, с предприятиями реального сектора экономики и учреждениями социальной сферы.   

Прежде всего, до конца текущего года необходимо своими силами, но с обязательным привлечением внешних экспертов провести жесткий аудит всех образовательных программ на предмет их соответствия реальным запросам регионального рынка труда.

В первую очередь речь идет о магистерских программах, многие из которых сегодня интересны абитуриентам в лучшем случае только при наличии бюджетных мест. Даже предварительный анализ названий, содержания и кадрового обеспечения такого рода программ показывают, что при их разработке учитывались интересы кафедр и конкретных преподавателей, а не предпочтения абитуриентов и запросы рынка труда. Надеюсь, что обстоятельный анализ этой проблемы применительно к каждому институту будет дан в представленных на рассмотрение ректората среднесрочных программах развития институтов.

__________________________________________________

 

Существует ряд хорошо зарекомендовавших себя еще с советского времени  форм интеграции вузов с работодателями, которые нами сегодня активно не используются.

  1. Создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку студентов на предприятиях и в организациях. На таких кафедрах студенты осваивают конкретные технологии производства, получают практические навыки. В настоящее время у университета нет ни одной такой кафедры. С определенной долей условности функции базовой кафедры выполняет межвузовский центр современных банковских технологий при Западно-Сибирском банке Сберегательного банка России.
  2. Базовые кафедры нашего университета могут быть открыты на трех заводах – металлургическом (ООО «УГМК-Сталь»), нефтеперерабатывающем (Антипинский НПЗ) и ОАО «ГМС Нефтемаш». Вполне логично рассмотреть вопрос об открытии базовых кафедр при аппарате Губернатора Тюменской области и прокуратуре Тюменской области.
  3. Внедрение практико-ориентированных программ высшего образования – прикладного бакалавриата и технологической магистратуры. В отличие от других вузов на данный момент у нас не реализуется ни одной подобной программы.

Вместе с тем, в соответствии с планами Министерства образования и науки Российской Федерации удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся к 2018 году составит 30 %. На такие программы министерство в приоритетном порядке выделяет бюджетные места.

Прикладной бакалавриат призван обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных исполнителях, в том числе способных работать на высокотехнологичном оборудовании. В ближайшее время будет определен перечень направлений подготовки бакалавров, в стандарты которых включат не только академические, но и прикладные квалификации. Программами прикладного бакалавриата планируется охватывать не только технические направления, но и социально-гуманитарные.

Учитывая приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, нам необходимо проявить разумную активность в решении этой задачи.

    4. Сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, в том числе разработка и реализация совместных образовательных программ. Как уже отмечалось выше, такой опыт у нашего вуза есть. На данный момент еще на начальной стадии, но уже идет обсуждение возможности реализации совместной программы с Антипинским НПЗ – «Методы контроля качества нефти и нефтепродуктов».

__________________________________________________

 

В заключительной части своего выступления хочу обратиться к одной из самых важных задач –  повышению заработной платы различных категорий работников университета.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года к 2018 году заработная плата преподавателей и научных сотрудников университета должна составлять не менее 200 % от средней заработной платы в регионе.

На данный момент средняя заработная плата научно-педагогических работников в университете составляет 49 106 рублей или 158,9 % от средней по экономике в регионе (30 900).

Отдаю себе отчет в том, что пусть и не провозглашенная публично, но все же существующая оценка стоимости личного труда многих преподавателей университета расходится, и зачастую существенно, с получаемым ими в университете доходом.  Для того чтобы преодолеть этот разрыв, надо постараться соотнести эту стоимость с собственной производительностью, с рыночной востребованностью результатов своего интеллектуального труда, с личным вкладом в конкурентоспособность университета.     

Безусловно, мы и в дальнейшем последовательно будем повышать заработную плату. Но решение этой задачи требует концентрации усилий не только ректората, но и всего коллектива вуза.

__________________________________________________

 

В 2013 году расходы университета (без учета филиалов) запланированы в размере 1 млрд. 755 млн. рублей.  Больше 70 % от этой суммы составляют расходы на оплату труда работников вуза.

 

Очевидно, для того чтобы обеспечить планомерное повышение заработной платы, требуется принятие ряда непростых решений.

В первую очередь необходимо грамотно оптимизировать расходы на непрофильные направления деятельности и существенно повысить эффективность управления имущественным комплексом. Такой пункт был в моей предвыборной программе, и сегодня считаю необходимым проинформировать вас о первых результатах.

Прежде всего, существенно сокращены расходы на текущий и капитальный ремонт. В 2013 году на эти цели планируется израсходовать меньше 1 % от всех запланированных расходов вуза. Весьма затратный ремонт в Институте государства и права в прошлом учебном году был проведен за счет средств областного бюджета, благодаря поддержке Губернатора Тюменской области.

В будущем году нам предстоит направить на эти цели большую сумму, поскольку все вы видите, что материально-техническая база университета значительно устарела и требует серьезных капитальных вложений. В противном случае мы неизбежно начнем утрачивать серьезные конкурентные преимущества в сравнении с другими тюменскими вузами.

Наряду с этим, в текущем году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года удалось сократить расходы на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного  и прочего обслуживающего персонала, на модернизацию и содержание баз практик и отдыха, телеканала «Евразион»,  автотранспорта, вахтенно-сторожевой службы.

Вместе с тем, ряд вспомогательных подразделений университета «в плановом режиме» продолжают работать с отрицательным экономическим результатом. В современных непростых условиях мы не можем позволить себе такую роскошь, поэтому в новом учебном году руководителям данных подразделений совместно с ректоратом предстоит изменить ситуацию.

__________________________________________________

 

Последовательная работа по оптимизации расходов на непрофильные направления деятельности будет продолжена. Однако здесь есть пределы. По многим направлениям мы уже подошли к максимально допустимым значениям. Поскольку основная часть расходов нашего бюджета направляется на оплату труда, дальнейшее повышение заработной платы неизбежно связано с обсуждением следующих непростых вопросов:

1. Об  интенсивности и эффективности деятельности основных категорий работников.

Безусловно, каждый институт имеет свою специфику, но также очевидно, что нагрузка на учебно-вспомогательный персонал в некоторых институтах существенно разнится. Данная информация – это не руководство к действию, а повод для серьезного анализа и последующего принятия решений. Осознавая значимость обсуждаемого вопроса, хочу заверить: скоропалительных и необдуманных решений здесь не будет, надо все обстоятельно взвесить и просчитать.

 

2. О выделении бюджетных мест, формировании академических групп и, соответственно, расчете учебной нагрузки.

Система оплаты труда в университете будет совершенствоваться на основе следующих принципов:

- отказ от практики премирования персонала вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников;

- устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников подразделений;

- отказ от практики премирования руководителей вспомогательных подразделений, имеющих отрицательные итоги работы;

- определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок в зависимости от качества труда;

- введение четких критериев и показателей эффективности деятельности работников и подразделений.

Слайдовая презентация к докладу

Поделиться
Июль 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики

Cмотрите также