Донимают коллекторы. Что делать? Куда бежать?

Донимают коллекторы. Что делать? Куда бежать?

На сегодняшний день в России примерно 35 миллионов заемщиков. 8 миллионов имеют просроченные кредиты, с 5 миллионами из них разбираются коллекторы. Причем не всегда законными методами. Случаи шокирующих преступлений со стороны взыскателей долга все чаще становятся поводами сообщений в СМИ. А отсюда – вполне объяснимая болезненная реакция населения на деятельность коллекторов.

В понедельник на Большом уроке Открытой школы права прозвучала важная и полезная информация о том, как обстоят дела с коллекторами в Тюмени и регионе, выработан ряд советов и подсказок, как вести себя, если коллекторы постучат в вашу дверь.


Что делать, если коллекторы вдруг пришли к вам?

Во-первых, не паниковать и не прятаться. Для начала нужно понять, на законных ли основаниях с вас пытаются взыскать задолженность? Прежде всего, вспомнить, брали ли вы кредит, выступали ли поручителем? Если да, внимательно перечитать кредитный договор, найти, указан ли там момент, подтверждающий возможность передачи сведений о кредите в коллекторское агентство.

Если таких сведений нет и нет письменного уведомления кредитора (как того требует статья 382 Гражданского кодекса РФ), то переговоры имеют право вести только представители банка (кредитор). В этом случае необходимо в кратчайшие сроки обратиться в банк или микрофинансовую организацию с просьбой реструктуризации кредита, переноса сроков выплат либо уменьшения ежемесячных платежей. Как правило, заемщикам идут навстречу.

В любом случае разговор с коллектором нужно начинать с изучения документов, подтверждающих его право требовать с вас задолженность, а затем пытаться начать мирный диалог.

Когда коллектор не прав?

Долги платить нужно, и с этим никто не спорит. Но, предлагая гражданам (возможно даже не должникам) заплатить долг, коллекторы должны вести себя строго в рамках закона. К неправомерным действиям коллекторов относятся следующие:

– коллектор не представляется, не называет своих данных, не предъявляет документы, подтверждающие право требовать задолженность;
– начинает грубить, нервничать, называть должника на «ты» или оскорбительными прозвищами;
– звонить в ночной период с 22:00 до 06:00;
– угрожать разглашением конфиденциальной информации третьим лицам (о сумме задолженности, времени просрочки и т.д.);
– обращаться к работодателям с просьбой наказания должника;
– звонить родственникам и друзьям с угрозами.

Кроме того, это могут быть звонки и рассылка сообщений, парализующих деятельность учреждений и сковывающих свободу личности, прием наличных средств от должника без выдачи подтверждающих документов, вымогательство, шантаж и т.д.

Куда жаловаться на коллекторов?

Если вам попались упрямые и откровенно наглые коллекторы, которые не идут на мирные переговоры и продолжают террор, выход один – жаловаться.

Полиция

Если в адрес гражданина поступают требования о погашении задолженности по договору, которого он не заключал, или требования о погашении задолженности сопровождаются угрозами различного характера, порчей имущества, применением физической силы и нанесением вреда здоровью, то подобные действия могут расцениваться как административное правонарушение или уголовно наказуемое преступление и гражданин вправе обратиться в правоохранительные органы по месту жительства.

Угрозы коллекторов нужно пресекать на корню, самооборону и самозащиту еще никто не отменял. Однако с любыми угрозами нужно бороться на законных основаниях и соразмерно. Для этого можно записать разговоры с коллекторами на диктофон, сохранять смс-сообщения и электронные письма и т.д. А затем собранные сведения (доказательства) предоставить в полицию.

Найти своего участкового полиции или отдел полиции, а также написать заявление можно на сайте УМВД по Тюменской области. Ответ придет в электронном виде или почтой России.

Управление Роспотребнадзора по Тюменской области

Этот государственный орган осуществляет надзор в сфере защиты прав потребителей. При проблеме с коллекторами Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности банк или микрофинансовую организацию в следующих случаях:

  • за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (например, о возможности передачи долга коллекторам);
  • за непредоставление важной информации об организации и ее услугах, в частности, о размере процентной ставки и сроках выполнения кредитных обязательств. Зачастую потребитель не обращает внимания на то, что предлагаемая низкая процентная ставка указана только за 1 день пользования кредитом.

Кстати, важно знать, что не всякая организация имеет право заниматься предоставлением микрозаймов. Поэтому, если потребитель желает получить денежные средства «мигом», необходимо в первую очередь узнать, внесена ли эта организация в специальный реестр МФО, который формирует Банк России. Узнать можно на сайте или позвонив по телефону: 8 800 250-40-72.

Оформить жалобу или обращение в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области можно, отправив письмо на специальной странице сайта управления или по электронной почте: nadzor72@tyumen-service.ru. Также можно принести свое обращение лично или отправить почтой России по адресу: 625026, г. Тюмень, ул. Рижская, д. 45а.

Роскомнадзор

Если коллекторы незаконно используют личные данные и телефонные номера, например, для агрессивного прозвона должников или звонков родственникам должника и т.д., можно обратиться в Роскомнадзор.

Это государственный орган, отвечающий в том числе за соблюдение закона о работе с персональными данными. Поэтому он может помочь заявителю разобраться, каким образом его персональные данные оказались у третьих лиц.

Например, коллекторов могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных и за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Для подачи жалобы на сайте Роскомнадзора есть форма.

Уполномоченный по правам человека

Помощь в борьбе с неправомерными действиями коллекторов на территории Тюменской области окажут и в общественной приемной Уполномоченного по правам человека Сергея Миневцева. Она расположена на первом этаже здания по адресу: ул. Республики, 24, кабинет 116, напротив информационно-библиотечного центра ТюмГУ.

Обратиться к защитнику прав человека можно с 9 до 18 часов, перерыв с 12 до 13 часов. Телефоны для справки: 55-67-42, 55-67-43.

Прокуратура

Надзор за всеми перечисленными структурами осуществляют органы прокуратуры. Прежде всего прокуратура защищает права несовершеннолетних, лиц пенсионного возраста, инвалидов, многодетных семей, а также лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Прокуратура может выйти на защиту должника с иском в суд, если будет выявлено, что сделка (заем) совершена на крайне невыгодных условиях и заключена из-за тяжелых жизненных обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась. Такая сделка называется кабальной и может быть признана недействительной по иску потерпевшей стороны.

Письменные обращения  нужно направлять в прокуратуры городов и округов. Например, в прокуратуру г. Тюмени, адрес: ул. Ялуторовская, 42а, телефон приемной: (3452) 50-66-85. Или же в прокуратуру Тюменской области, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 31, тел: +7 (3452) 34-53-54).

Более подробную информацию о деятельности «Открытой школы права» смотрите на портале ТюмГУ «Антитеррор»


Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ

Поделиться
Август 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики