Образование без границ. ИОТ

Образование без границ. ИОТ

Приём 10 Июля 2019

Еще несколько лет назад студенты находились в ситуации, когда их образовательный путь был предопределен, выбор дисциплин был скорее формальностью, нежели возможностью развития своего потенциала, реализации смелых амбиций. Это негативно сказывалось на интересе студентов к учебе и на их личностном развитии.

Но ситуация изменилась. Тюменский государственный университет одним из первых пошел по пути индивидуализации образования, учитывающей особенности обучающихся и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть свой потенциал и развить способности.

Студенты 1 курса получат возможность самостоятельно формировать свой индивидуальный учебный план за счет выбора учебных курсов и их элементов наряду с изучением обязательных дисциплин.

По пути индивидуализации

«Мы понимаем, что мир стал сложнее. Мы видим, как сильно меняется содержание профессий, как одни профессии умирают и появляются новые виды деятельности. Соответственно, выпускники, которые обучались в рамках одного дисциплинарного направления, так называемой "образовательной трубы", получили профессиональные компетенции, но при этом уровень погруженности в то, что происходит за пределами их профессионального профиля, был минимален. Изучив опыт образовательных моделей в разных странах, мы спроектировали образовательное пространство на новых принципах и запустили его в четырех подразделениях ТюмГУ: Институте социально-гуманитарных наук, Институте химии, Институте психологии и педагогики и Школе перспективных исследований. С нового учебного года новая образовательная модель будет внедрена во всем университете», – рассказывает проректор по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Таисья Погодаева.

Что скрывается под академическим термином «индивидуальная образовательная траектория»? И чем такая модель лучше традиционной? Такие вопросы чаще всего волнуют студентов-первокурсников и их родителей. «Все новое всегда пугает. И это нормально, – успокаивает Таисья Владимировна. – Нужно понимать: сейчас все самое интересное и инновационное в мире требует междисциплинарного подхода и создается на стыке профессий – между биологией и информатикой, между медициной и химией, между физикой и гуманитарными дисциплинами. О чем это говорит? О том, что для обеспечения профессионального прорыва в будущем студенту надо дать возможность взглянуть с разных позиций на одну и ту же проблему. Мы подумали, что может предложить студентам Тюменский государственный университет, и инициировали новую образовательную модель, в основе которой – индивидуализация образования».

«Почему мы пошли этим путем? Потому что нет никаких общих решений, нет массовых вариантов развития личности. Весь мир идет по пути персонификации. Разве может образование идти по другому пути, если в его основе лежит развитие личности? Мы должны дать возможность студенту развивать себя так, как он этого хочет. Конечно, есть определенные правила, но в рамках этих правил мы должны дать ему возможность построить уникальную для него образовательную траекторию. Если он хочет, предположим, изучать физику и одновременно биологию – почему нет? В добрый путь!» – считает проректор.

Как стать «суперменом» для работодателя

По словам Таисьи Погодаевой, выбирать элективы студенты начинают с первого курса. Руководствуясь своими интересами и содержанием курсов, будущие бакалавры формируют свое индивидуальное расписание и получают возможность более глубоко погрузиться в освоение дисциплин профессиональной сферы и при этом получить дополнительные компетенции в других областях. Владение иностранными языками, навыками предпринимательской деятельности, секретами успешной коммуникации и цифровых технологий – все это становится для работодателя важной составляющей эффективности специалиста при его трудоустройстве.

«К чему в итоге приведет индивидуализация образования? Выпускники ТюмГУ будут более конкурентоспособны. Сколько бы мы диалогов ни вели с работодателем, мы понимаем, что им нужен "супермен". И это требование современного времени. Выпускник должен знать и физику, и экономику, и информатику, уметь участвовать в переговорах, владеть английским, делать презентации. Работодатели единогласно признают: узкие профессиональные навыки специалист может довести до высокого уровня на предприятии. Но все, что касается личностно-развивающей среды, его креативности, – это уже должно быть в нем на этапе трудоустройства. Поэтому мы даем студентам не только базу – профессиональные компетенции по профильным дисциплинам, но и возможность сформировать широкий спектр надпрофессиональных компетенций через различные элективы», – комментирует Таисья Владимировна.

Система индивидуального подхода в новой образовательной модели предполагает отмену такого понятия, как академическая группа. «Что это значит? Студент первого курса становится участником 11–13 учебных команд, – поясняет проректор. – Например, на курс иностранного языка он ходит одним составом, на курсы по профильным дисциплинам уже другим составом. При этом в рамках дисциплин он участвует в нескольких проектах. Его однокурсниками могут быть студенты из разных университетских направлений. Таким образом мы решаем проблему междисциплинарного диалога. Если раньше студент был жестко привязан к своему профессиональному сообществу, то теперь мы даем ему возможность выйти за эти пределы, пообщаться с представителями других профессий, научиться их слышать, понимать их точку зрения и дискутировать. В работе над проектом могут встретиться одновременно химик, филолог, психолог».

На вопросы, что выбрать и в каких направлениях дальше двигаться, недавнему выпускнику школы не ответить без предварительной оценки себя и своих возможностей. В рамках новой образовательной модели за каждым студентом в университете закреплен тьютор – наставник, который помогает адаптироваться вчерашнему школьнику в новых условиях, оказывает психологическую поддержку, помогает студенту выстроить свой образовательный маршрут на основании диагностики его способностей. «Очень часто дети приезжают учиться в Тюменский государственный университет из других городов, а иногда и из других стран, и у них происходит смена не только уровня образования, но и места жительства, окружения. Поэтому помощь тьютора в адаптации неоценима», – считает Таисья Погодаева.

От скепсиса к успеху

Таисья Владимировна вспоминает: когда два года назад новая образовательная модель была впервые внедрена в четырех учебных институтах ТюмГУ, студентам было страшно быть первопроходцами в этом направлении – не у кого было спросить совета. «Поэтому в первое время был момент недоверия и скепсиса. Через год студенты уже настолько освоились в этой образовательной системе, что спрашивали: «А почему так мало дисциплин на выбор? Мы хотим больше!» Что называется – вошли во вкус. Какие изменения мы заметили за два года обучения по новой образовательной модели: наши студенты стали более критически мыслящими, они начали правильно задавать вопросы, интересоваться происходящим, научились выражать собственное мнение. Им приходится принимать решения, делать выбор, и это заставляет их становиться более осознанными по отношению к себе. Я считаю, что это большой успех», – заметила проректор.

У новой образовательной модели, основанной на индивидуальном подходе, большое будущее, не без оснований считают преподаватели и студенты ТюмГУ. Если раньше студент не являлся субъектом образовательной деятельности, фактически никак не влиял на образовательный процесс, то сегодня он становится центральной фигурой в вузе, самостоятельно формирует запрос на свое образование, на определенные дисциплины, на выбор своей траектории. В ТюмГУ уверены: это дает шанс поставить студентов в позицию людей, которые сами будут создавать свое будущее, формулировать для себя собственные стратегические цели и успешно достигать их.


Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

 

Рубрики
Поделиться
Октябрь 2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики