Чем опорные региональные вузы отличаются от университетов, которые участвуют в Проекте 5-100?

Чем опорные региональные вузы отличаются от университетов, которые участвуют в Проекте 5-100?

Проект 5-100 1 Апреля 2016 6167
По итогам защиты программы развития университета и «дорожной карты» 18 марта на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов было принято решение о выделении 150 млн рублей Тюменскому госуниверситету. Ректор ТюмГУ Валерий Фальков рассказал журналистам, куда будут потрачены средства.

Много или мало?

150 млн рублей – это меньше 10 процентов общего годового бюджета Тюменского госуниверситета. Но участие в программе 5-100 – это прежде всего возможность кардинально изменить университет и провести глубокие позитивные преобразования.

«С одной стороны, это вход в элитный клуб лучших российских университетов и уникальная возможность использовать накопленный ими опыт для преобразования ТюмГУ. Это также мощный стимул для глубокой трансформации образовательной, научной и инновационной деятельности нашего университета. Мы будем инвестировать в людей. Все полученные деньги мы направим на привлечение и развитие талантов – студентов и исследователей. Наша главная задача – стремительно наращивать человеческий капитал», – рассказал ректор.

В «дорожной карте» предложена система взаимосвязанных мероприятий, которые помогут привлечь самых талантливых абитуриентов со всей страны.

ректор ТюмГУ Фальков.jpg

Что предлагаем?

На пресс-конференции было презентовано уникальное предложение для школьников – пакет «Талант+». Суть предложения: выпускники школ, имеющие высокие результаты ЕГЭ (от 220 баллов), победители и призеры олимпиад при поступлении в университет получат возможность бесплатно обучаться на выбранном направлении подготовки, независимо от наличия бюджетных мест, право на бесплатное проживание в общежитии, оплату проезда от места жительства 1–2 раза в год, возможность пройти зарубежную стажировку в партнерских университетах и повышенную стипендию.

Кроме того, при поддержке губернатора Тюменской области В.В. Якушева реализуется крупный проект по привлечению в регион талантливых школьников со всей России – 4 каникулярные школы на базе оздоровительного лагеря «Ребячья республика» во время осенних, зимних, весенних и летних школьных каникул. В школах принимают участие самые лучшие преподаватели, приглашаются разработчики ЕГЭ, международные эксперты. На лето и осень запланированы еще 2 школы – естественно-научного, социально-экономического и лингвистического профилей.

«В области исследований мы делаем ставку на лидеров. Высокое вознаграждение и приобретение оборудования будут осуществляться в обмен на обязательства заниматься исследовательской деятельностью по мировым стандартам. А как быть тем, кто сегодня не имеет результатов мирового уровня? Важно подчеркнуть, в первые годы реализации программы для нас особенно важна динамика, которую демонстрируют сотрудники. Даже если человек не имеет научных результатов мирового уровня, но стремительно меняется, то мы будем оказывать максимальную поддержку, прежде всего материальную», – обращает внимание ректор Валерий Фальков. 

Чем опорные региональные вузы отличаются от университетов, которые участвуют в Проекте 5-100?

На данный вопрос ректор дал следующий ответ:

«Опорные региональные вузы осуществляют подготовку кадров для предприятий региона. Например, в нефтегазовой отрасли требуются буровые мастера, технологи, машинисты насосных станций. Университеты 5-100 относятся к категории ведущих университетов России. У нас более сложная задача. Мы должны дать такое образование, которое позволит нашим выпускникам осуществлять виды деятельности, которые сегодня еще даже не существуют, успешно освоить технологии, которые еще не изобретены, чтобы решать проблемы, о существовании которых мы пока еще не подозреваем. Выпускники ведущего университета должны глубоко разбираться в делах общества, лидерами которого им предстоит стать».

Онлайн-образование

Наряду с разработкой международных образовательных программ в партнерстве с ведущими зарубежными университетами, ТюмГУ будет внедрять в образовательный процесс электронные онлайн-курсы.

«Все ведущие университеты мира делают ставку на онлайн-образование. Это не значит, что студенты не будут ходить в аудитории, как комментируют неопытные эксперты. Мы живем в век информационных технологий, и сегодня роль учебного пособия успешно может выполнить онлайн-курс. А многие факультативы, в том числе уникальные, можно прослушать в Интернете», – комментирует ректор.

Со следующего года студентам ТюмГУ, которые прослушали онлайн-курсы лучших университетов мира, на основании итоговой аттестации автоматически будут выставлять зачеты и экзамены. Учиться в университете можно начать уже с 10 класса. Для этого надо прослушать онлайн-курс, который впоследствии будет зачтен в ходе обучения.

Исследования на фронтирах

Валерий Николаевич Фальков: «Наша программа позволяет совершенно по-другому организовать свою научную деятельность. Сейчас первостепенная задача – из исследовательских групп по приоритетным научным областям сформировать настоящие, мирового класса лаборатории. Кроме того, будет совершенствоваться механизм создания новых лабораторий с учетом успешной деятельности действующих исследовательских групп или даже индивидуальных исследователей, которые продемонстрировали неординарные результаты. При этом мы должны опираться на объективные наукометрические данные и, что важно, на мнение экспертов – учёных мирового уровня, пул которых сейчас формируется для включения в состав Международного научного совета ТюмГУ».

Чтобы помочь исследователям, в ТюмГУ планируется создать Центр академического письма (Academic Writing Center). Под эту идею уже даже получен грант.

Преподаватели-исследователи

«В вузе из категории 5-100 не должно быть места «трансляторам» знаний, то есть тем, кто не проводит самостоятельные научные исследования. В эпоху Интернета преподаватель уже не является носителем уникального знания. Конечно, есть исключения. Это, например, преподаватели иностранных языков, изящных искусств, это преподаватели поточных общих дисциплин, таких как высшая математика, на 1-2 курсах. Здесь бóльшую ценность имеет владение эффективными методиками обучения и опыт работы. Могут быть и другие исключения. Это всё должно прописываться в эффективных контрактах», – выразил свое мнение Валерий Фальков.

Разработка эффективного контракта будет вестись на протяжении года, а постепенное внедрение начнется с сентября 2016 года. С целью определения критериев эффективности в ТюмГУ создана специальная комиссия, состоящая из членов трудового коллектива и приглашенных экспертов.

Экономика образования

Университет – это тоже предприятие, которое действует по экономическим законам. Кроме того, есть такое понятие, как «экономика образования». В ближайшее время ТюмГУ перейдет на международные стандарты финансовой отчетности, внедрит механизмы бюджетирования образовательных программ. По словам ректора, если программа не будет востребована у студентов, придется от нее отказаться.

«Нам предстоит детально изучить рынки абитуриентов помимо Тюменской области, на которых уникальные программы Тюменского госуниверситета будут пользоваться большим спросом. Нельзя разрабатывать образовательные программы ради программ, каждое направление подготовки должно быть востребовано современным обществом», – уточнил ректор.

Инновации в образовании

Совместная работа с индустриальными партнерами позволит усилить подготовку востребованных отраслями экономики специалистов, способных создавать интегрированные проекты.

«При проектировании инженерных образовательных программ мы намерены применять международные стандарты CDIO, одной из рекомендаций которых является разработка и реализация междисциплинарных заданий и проектов», – рассказал ректор.

Преподаватели Физико-технического института уже прошли специализированное обучение по стандартам CDIO. Суть стандарта заключается в 4 этапах: планирование–проектирование–производство и применение.

Наука в массы

В ТюмГУ намерены стимулировать ученых публиковать свои научные результаты в открытом доступе в Интернете, каждый должен научится писать не только научные работы, но и публиковать научно-популярные статьи, доносить до общества доступным языком варианты решения общественно значимых проблем.

Сеть выпускников

Валерий Николаевич Фальков: «Выпускники – это наш капитал. Они заинтересованы в поддержании статуса своего диплома. В ближайшее время мы запустим сеть выпускников, как это сделано в мировых университетах, таких как Оксфорд или Кембридж. Каждый из них может участвовать в жизни университета и вносить свой вклад в развитие».

Карьера

В университете понимают, что родители прежде всего заинтересованы в трудоустройстве своих детей после окончания обучения. В мае 2016 года будет запущен специальный сервис на сайте www.utmn.ru «Карьера» для студентов и работодателей, через который каждый сможет найти себе работу. Кроме того, работодатели смогут бесплатно размещать свои вакансии и выбирать студентов благодаря общему рейтингу и дополнительному портфолио.



Источник:

Управление информационной политики ТюмГУ

Рубрики
Темы
Поделиться
Август 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики