«Он любит рок, блюз и физику…»

«Он любит рок, блюз и физику…»

Знакомьтесь: 100-тысячный выпускник Тюменского госуниверситета, лучший выпускник физического факультета, многократный победитель областной межвузовской студенческой олимпиады «Интеллект», призер Всероссийской студенческой олимпиады по «Прикладной математике и физике», теории и методике обучения физике, стипендиат компании «Шлюмберже» Дмитрий Самоловов.

С детства его всегда интересовала техника. А однажды вдруг узнал, что в школе есть такой предмет - физика. Кто поведал об этой загадочной и оттого манящей науке, он уже и сам не помнит. Возможно, родители. И физику он стал ждать. Но вот незадача, когда наступил учебный год, вдруг выяснилось, что учителя физики в школе нет. Стал самостоятельно читать учебник. И, как оказалось, не напрасно.

Дмитрий Самоловов - выпускник физического факультета ТюмГУ. Причем выпускник, лучший в этом году. За время учебы в университете он неоднократно занимал первое место на областных олимпиадах по физике, а в этом учебном году занял вторые места сразу на двух Всероссийских олимпиадах - по физике и методике преподавания физики. Активный участник научно-практических конференций, порой с самыми неожиданными темами по астрофизике.

«Физику я люблю, - говорит Д.Самоловов. - Это же природа, а ее изучать очень интересно».

- Дмитрий, любопытно, Ваши мечты и реальность относительно учебы совпали?

- При поступлении у меня уже были представления об учебе на факультете. Знакомство с ним состоялось в 10-м классе, когда начал посещать с одноклассниками факультатив Анатолия Александровича Кислицына. Видели и преподавателей, и студентов, бывало, беседовали с ними. Так что примерно представлял себе свое будущее место учебы. Правда, не знал о таких замечательных мероприятиях, как, например, Дни физики.

- Помимо физического, Вы получили и педагогическое образование в ИППСУ. Для Вас важен диплом учителя?

- Да, диплом этот для меня важен. Еще в 11-м классе вдруг возникло желание преподавать. Однако учиться на преподавателя я пошел в основном из-за дисциплин, связанных с воспитанием и развитием детей. Это необходимые знания. Воспитание детей - это же гигантская ответственность. Стоит сделать один неверный шаг - и в будущем могут быть большие последствия. Даже целые исследования есть про то, чем и в каком возрасте желательно занимать ребенка, чтобы он развивался гармонично. Это я не только про школу, а в целом про воспитание. Поэтому хотелось получить знания об этом процессе, чтобы в будущем быть подкованным.

- За время учебы в ТюмГУ Вы успели поработать школьным учителем, принять участие в программе «Дни физики в школе» в составе агитбригады. Какие выводы сделали из собственного педагогического опыта?

- Мой опыт работы учителем физики - это всего лишь один учебный год. По идее, это была практика, которую мы с товарищем решили пройти на 3-м курсе вместо положенного пятого. Один из моих классов был укомплектован солидно соображающими ребятами, из-за них я остался работать до конца года. Учительство научило меня быть спокойным. Еще приходилось задумываться, как же так объяснить ребятам материал на их уровне, а не на уровне третьего курса физфака. Сделал для себя вывод, что толковые ребята еще не исчезли, и это очень приятно. В целом, сам процесс преподавания очень нравится. Взглянул на школу другими глазами, изнутри. Это весьма ценно для меня.

- Что бы Вы изменили в курсе школьной физики, чтобы все ученики были от нее в восторге?

- Проводил бы побольше занимательных опытов, интересных лабораторных работ. В 7-м классе такие есть, а потом их все меньше и меньше. Причем, проводить их нужно так, чтобы использовались не только научные приборы, но привычные предметы, окружающие нас. Например, с помощью лазерной указки и компакт-диска мы изучали дифракцию. Прибор - дифракционную решетку - мы заменили компакт-диском. И он проявил себя с совершенно неожиданной стороны. Вроде бы, это называется «рефрейминг». Кстати, у меня и дипломная работа была про занимательные эксперименты.

- В этом году Вы завоевали первые места сразу в нескольких студенческих олимпиадах, в том числе регионального и всероссийского уровней. Что для Вас важнее - победить в олимпиаде или сдать экзамены на «отлично»?

- Олимпиада важнее. Даже просто на нее сходить. Может, я преувеличиваю, но даже предметная олимпиада несет в себе дух соперничества.

- Откуда стремление учиться только на «отлично»?

- Честно говоря, стремления такого не было. К тому же в зачетке есть шесть четверок. Стремление было и есть к получению знаний, а это уже другое. Лучше проникнуться тем, что читаешь, может быть, даже и не все будет выучено к экзамену. Потому что нас ждут долгие раздумья-диалоги о глубоких механизмах природы. А это иногда такая длительная беседа! Зато это приятно. А оценки - это же проходящее.

- На факультете Вы организовали свою музыкальную группу. Музыка, которую Вы исполняете со сцены, подобна той, что слушаете в свободное время?

- Группу организовывали два года назад, выступали на «Ноте». Сейчас уже отошел от этого. Играю сам по себе, иногда собираемся с друзьями, музицируем. Слушаю классический рок, металл тоже, прогрессив, очень люблю блюз. И современные веяния типа death-металла, но очень выборочно. Особо выделяю группу King Crimson и Роберта Фриппа в частности. Терпеть не могу поп и то, что играет в большинстве маршруток. Потому что это все ради денег. Иначе я не понимаю, зачем петь о том, о чем они поют. Просто бессмысленно.

- Получая диплом физика, Вы прощаетесь с ТюмГУ?

- Не отвечу однозначно. В данный момент решаю, ехать ли в один известный физический университет страны. И хочется, и в то же время, в Тюмени столько всего. Некоторые хобби с собой не увезти. Но в планах все равно получение знаний науки о природе.

Ольга Чиркова

Поделиться
Август 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики