Полезно знать

Полезно знать

25 января в Тюменском госуниверситете во время проведения Интеллект-шоу «Университетские династии» состоялось подведение итогов и награждение победителей ежегодной университетской викторины «Татьянин день». 

В этом году в конкурсе приняли участие 20 человек, большинство из которых - студенты и выпускники Тюменского госуниверситета, проживающие как в Тюмени, так и в других городах нашей области. Однако, приятно отметить, что география участников викторины с каждым годом расширяется. Так в этом году участницей нашего конкурса стала студентка магистратуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

К сожалению, никто из участников викторины не смог дать правильные ответы на все 10 вопросов. Победители определялись по количеству и качеству ответов, которые оценивались по балльной системе от 0 до 10. 

Первое место было присуждено студентке 4 курса ИГН ТюмГУ Анастасии Бельковой, набравшей в общей сумме 9.0 баллов.

Второе место с небольшим отставанием в баллах 8.7 было присуждено одной из постоянных участниц викторины, выпускнице биологического факультета, а ныне лаборанту кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры ИМЕНИТ - Елене Тюменцевой.

Третье место завоевала выпускница  филологического факультета, а ныне сотрудник издательства ТюмГУ Юлия Евстигнеева. Она набрала 8,5 баллов.  

Главным призом викторины стала электронная книга. Этот незаменимый на сегодняшний день инструмент позволит Анастасии еще больше расширить свои интеллектуальные горизонты, читая любые книги в электронном виде. Елена и Юлия, занявшие 2 и 3 места, получили сертификаты на приобретение литературы в книжном магазине «Знание».

Поздравляем девушек и желаем им новых побед и свершений!

 

 

 

Ответы на викторину «Татьянин день» 2013г.:

 

1.  С какого времени Татьянин день в России стал официально отмечаться как праздник студентов?

Ответ: Студенческий праздник День студента официально появился в начале XIX века после Указа Николая I, в котором он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении, состоявшееся во время царствования императрицы Елизаветы Петровны 25 января 1755 года (12 января по старому стилю) в день святой мученицы Татианы. Этому событию предшествовало открытие в 1791 г. при Московском университете церкви в честь святой мученицы Татианы. Праздник всегда отмечался шумно и весело.

После событий 1917 г. об этом празднике вспоминали нечасто. Но в 1995 году, после повторного открытия храма святой мученицы Татианы при Московском университете, праздник вновь стал популярным.  

Спустя 10 лет 25 января 2005 года президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ «О Дне российского студенчества», благодаря чему этот день стал официальным праздником, вошедшим в наш календарь.

 

2.  Выпускник Тюменского пединститута, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда, полный кавалер ордена «Славы», автор книги «Шел солдат к Победе», Почетный гражданин г. Тюмени, Почетный гражданин г. Ржева. В сентябре 2013г. исполняется 90 лет со дня его рождения. Кто этот человек?

Ответ: Хабибулла  Хайруллович  Якин - родился 25 сентября 1923 года в д. Муллаши Тюменского района Тюменской области в семье крестьянина. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил курсы по подготовке учителей в городе Омске, историко-филологический факультет Тюменского пединститута. Работал в Аксарковской начальной школе.

В конце 1941 года Х.Х. Якин был призван в армию, а уже в мае 42-го, после учебы в Тюменском военно-пехотном училище ушел на фронт. В 1943 году под Ржевом, где развернулись кровопролитные бои, девятнадцатилетний связист Якин под непрекращающимся огнем, в темноте, восстанавливал порванную связь и, несмотря на разорвавшуюся рядом мину, остался живой, за это спустя годы жители этого города примут решение сделать его Почетным гражданином г. Ржева.

Потом воевал с врагом в составе 2-й гвардейской Таманской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии им. М.И.Калинина и 128-й горнострелковой Туркестанской дивизии. Был контужен, ранен, а День Победы встретил в Чехословакии.

Уже после войны писатель Константин Симонов рассказал о нашем земляке в документальном фильме "Шел солдат" и "Сельский учитель". Это не случайно, после войны Х.Х. Якин преподавал русский язык и литературу в школах Тюменского района, а в 2000 году издал книгу воспоминаний "Шел солдат к Победе". В 2006 г. эта книга была переиздана.

Х.Х. Якин награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й степеней, медалями, среди которых «За отвагу». Хабибулла Хайруллович был последним полным кавалером ордена Славы, жившим в Тюменской области. Так же его знают и помнят как инициатора поста № 1 около вечного огня на Исторической площади г. Тюмени.

 

3.  Во второй половине XIX века в этом городе работали уездное и приходское мужские училища, женская прогимназия, а также несколько школ. О каком городе, расположенном в Тюменской области идет речь? Какие события способствовали прогрессу в образовательной сфере этого города?

Ответ: г. Ялуторовск. Этому способствовали ссыльные декабристы. С 1829 по 1856 гг. в г. Ялуторовске в ссылке находились декабристы: М.И. Муравьев-Апостол, И.Д. Якушкин, И.И. Пущин, Н.В. Басаргин, В.К. Тизенгаузен, Е.П. Оболенский, А.В. Ентальцев, В.И. Враницкий, А.И. Черкасов. По инициативе И.Д. Якушкина и при поддержке местных жителей в Ялуторовске 1842 г. была открыта всесословная школа для мальчиков, а спустя 4 года - первая в Сибири школа для девочек. В 2013г. исполняется 220 лет со дня рождения И.Д. Якушкина. К концу XIX века в Ялуторовске уже работали уездное и приходское мужские училища, женская прогимназия, а также несколько школ. В 1894 году в городе была открыта бесплатная народная библиотека.

 

4.  Известный российский писатель, автор более 200 детских книг, лауреат многих премий, Почетный гражданин города Екатеринбурга, профессор ТюмГУ.  Кто этот человек?

Ответ: Владислав Петрович Крапивин -  родился 14 октября 1938 года в г.Тюмени, в семье педагогов. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты "Вечерний Свердловск". Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале "Уральский Следопыт". С 1965 году, ушел на творческую работу. В 1961 году в г. Екатеринбурге Владиславом Крапивиным был создан детский отряд "Каравелла". Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала "Пионер". Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе "Каравеллы" молодые выпускники отряда.

Первая книга Владислава Крапивина "Рейс "Ориона"" вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР. Сегодня писатель преподает на филологическом факультете и возглавляет в ТюмГУ Высшую школу литературного мастерства. 14 октября 2013 г. В.П. Крапивину исполняется 75 лет.

 

5.  Какой символ изображен на официальном гербе Тюменского государственного университета? Что он означает? Когда он появился?

Ответ: На официальном гербе ТюмГУ на синем фоне изображена Ладья. Этот символ начал использоваться в университете в 90-е гг. XX века. Описание герба: в центральной части геральдического щита, который повторяет форму герба России, расположена ладья – символ освоения Сибири казаками. В данном контексте ладья, подчеркивает связь города и университета и олицетворяет университет, выступающий в роли первопроходца в высшем образовании Тюменского региона. Основание ладьи имеет форму книги - символа образования и источника знаний студентов, наполненный ветром парус - выполняет роль показателя динамики развития университета, стремящегося к достижению поставленных целей. 

Сочетание синего, белого и серебристого цветов, заложенных в основу цветового решения герба, символизируют честь, достоинство, смелость и современность. Синее поле отражает богатства Сибири: голубой газ, водные просторы. Волны в верхней части герба означают активную деятельность педагогов и студентов.

Герб университета был утвержден на Ученом совете ТюмГУ 30 августа 2002 г., по результатам конкурса, объявленного вузом в феврале 2002 г. 18 ноября 2003 г. он  был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Приоритет использования данного знака университет получил с 15 декабря 2002 г.  

 

6.  19 мая 2012 г. исполнилось 90 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации. Назовите объекты (здания, улицы, площади) нашего города, которые имеют отношение к её истории?

Ответ: Дворец искусств «Пионер» (бывший Дворец Пионеров, построенный в 1958 г.), в 20-е гг. на территории современной площади Борцов революции - сад «Спартак» (пионерская организация до 1924 г. носила имя Спартака), а в дальнейшем сад Пионерский,  улица Ленина, улица Пионерская, ул. Тимуровцев, ул. Гайдара, ул. Павлика Морозова.

 

7.  Изобретение этого феномена приписывают королю франков Карлу Великому. Дело в том, что неумевший писать король подписывал государственные документы, срисовывая свое имя и титул с образца подписи на пергаменте. О каком популярном среди школьников и студентов предмете идет речь?

Ответ: Шпаргалка

 

8.  Как назывались первые в мире вузы?

Ответ: Первые в мире вузы назывались studium - студиями. Само слово universities не употреблялось в средние века. Studium означает учебное заведение с университетской программой, для наиболее знаменитых - studim generale. Но термин universitas, обозначал корпорацию преподавателей и студентов, и, в конце концов, стал наименованием этого типа учебных заведений. Держась терминологии римского права, средневековые юристы называли университетом (universitas) всякий организованный союз людей, всякую корпорацию - corpus, как говорили тогда, употребляя термин римского права.

Название университета считалось уместным не только в применении к всецелой школьной организации, но и к составной ее части, так что, например, в Болонье, Падуе, Монпелье существовало несколько университетов, что, однако, не мешало им считать себя составными частями одной всецелой univeraitas. С точки зрения организованного союза или общественной организации не было никаких препятствий, и город назывался университетом граждан (universitas civium) и любой ремесленный цех, подводя под то же понятие университета, тем более, что исторически первые начала университетов относятся к той же эпохе, на которую падают возникновение самостоятельных городских общин в Италии и формирование западноевропейских цехов. Следовательно, корпорация, образовавшаяся в видах научных интересов, была лишь видовым понятием, подходившим под общее понятие университета как организованного союза людей.

 

9.  Существовали ли в период появления первых университетов какие-либо правила поведения студентов и преподавателей? Какие документы регламентируют  взаимоотношения  студентов и преподавателей современных университетов, в частности Тюменского государственного университета?

Ответ: У каждого университета был свой сборник правил, который назывался - статут. Он регламентировал жизнь университетского коллектива – студентов и преподавателей.

Документом, который регулирует жизнь современного вуза, является устав. Устав первого российского университета – МГУ был утвержден в 1804 г. Первый устав Тюменского госуниверситета (в то время Тюменского пединститута) был утвержден в 1939 г. Сейчас в ТюмГУ действует устав новой редакции, утвержденный в мае 2011 г. Помимо этого документа в вузах есть Правила, внутреннего распорядка, в ТюмГУ они были утверждены  1 декабря 2011 г., а также Кодекс корпоративной культуры, утвержденный в ТюмГУ 1 июля 2008 г.

 

10. Сегодня традиционными формами получения знаний в вузе являются лекции и семинары. Какие формы обучения использовались в первых университетах, появившихся в средневековой Европе?

Ответ: В основе образования и воспитания средневекового университета были “lectio” и “desputato» - лекции и диспуты. Проводились так же репетиции  - обсуждения спорных мест изучаемых текстов.

Если лекции проходили каждый день, то репетиции и диспуты устраивались обычно раз в неделю. Заранее готовились вопросы, и один из магистров выступал на диспуте со своими тезисами, затем ему возражал так же заранее выбранный оппонент, иногда из студентов. Слушатели диспута могли возражать обоим, дискуссии иногда принимали очень оживленный характер и, чтобы дело не дошло до более весомых, нежели слова, аргументов, помещение часто разграничивали барьером или на особо темпераментных спорщиков накладывали штраф. Победители диспута становились героями дня, домой они возвращались в торжественных процессиях, окруженные студентами и профессорами.

 

Отдел информации и связей с общественностью ТюмГУ по материалам музейного объединения ТюмГУ

Поделиться
Ноябрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики