ДОКЛАД РЕКТОРА

ДОКЛАД РЕКТОРА

Ученый совет 25 Сентября 2014

В Тюменском госуниверситете состоялось первое в новом учебном году заседание Ученого совета, на котором ректор вуза Валерий Фальков подвел итоги 2013-2014 учебного года, сформулировал задачи коллектива университета на предстоящий учебный год.

14080.jpg

Представляем вашему вниманию доклад ректора.

Добрый день, уважаемые коллеги!

В прошедшем учебном году Тюменский государственный университет структурно и качественно изменился, сохранив при этом уверенный, динамичный темп развития.

Нам удалось выполнить многое из того, что было ранее запланировано, а по отдельным направлениям мы смогли продвинуться гораздо дальше первоначально поставленных целей.

Важнейшим событием прошлого года стало решение Министерства образования и науки Российской Федерации присоединить к университету Тобольскую социально-педагогическую академию им. Д.И. Менделеева и Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова в качестве структурных подразделений.

Благодаря слаженной работе коллективов трех вузов, мы в максимально короткие сроки, без социальных потрясений и на высоком качественном уровне провели значительную часть реорганизационных мероприятий. В ближайшее время оба вуза приобретут статус филиалов университета.

В этой связи хочу выразить благодарность коллективам вузов, Сергею Викторовичу Слинкину, Сергею Павловичу Шилову и представителям их команд за конструктивную работу в ходе реорганизации.

В этом году нам предстоит сделать самое главное – сформировать объединенный пониманием общей миссии коллектив университета, организовать в новых условиях работу кафедр и факультетов в Тобольске и Ишиме, обеспечить их эффективное взаимодействие со всеми структурными подразделения университета.

В прошлом году мы достигли заметного успеха в развитии научно-исследовательской деятельности. Общий объем научно-исследовательских работ вуза в 2013 году составил 201,34 млн. рублей (в 2012 – 163,01 млн.). Объем государственного задания на научные исследования вырос с 5,3 млн. рублей в 2013 году до 11, 2 млн. рублей в текущем году.

2.png

В непростое для высшей школы время нам удалось сохранить десять диссертационных советов. Итог их работы в 2013 году – 2 докторских и 60 кандидатских диссертаций, в первой половине 2014 года – 3 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Достигнута договоренность с руководством Института социологии РАН об открытии на базе университета филиала этого престижного научного учреждения (первого филиала за Уралом).

Подана заявка на включение Вестника Тюменского государственного университета в реферируемую базу данных Scopus.

В 2014 году университет успешно прошел мониторинг эффективности вузов, уверенно преодолев пороговые значения по семи из восьми установленных показателей. При этом по четырем показателям мы упрочили свои позиции в сравнении с 2012 годом.

3.png

Наша позиция показывает, насколько мы конкурентоспособны сегодня в сравнении с научно-исследовательскими вузами и ближайшим федеральным университетом.

4.png

К сожалению, только два наших филиала, расположенных в Нижневартовске и в Новом Уренгое, смогли пройти через «прокрустово ложе» мониторинга. Филиалам в городах Сургуте, Ноябрьске, Надыме и Заводоуковске этого не удалось. В результате по рекомендации учредителя мы вынуждены были отказаться от приема в эти филиалы и сегодня будем принимать решение об их реорганизации. К этому надо добавить, что в июне текущего года прекратили существование филиалы в Нягани, Когалыме, Пыть-Яхе, Пойковском и Шадринске, несколько ранее был закрыт филиал в Салехарде.

Очевидно, эпоха филиалов образца середины 90-х годов подходит к концу, филиальная сеть и дальше будет оптимизироваться. Для того чтобы сохранить филиалы в крупных северных городах, нам предстоит разработать новую стратегию их развития.

5.png

Зачастую рассуждая о тех или иных перспективах развития вуза, мы не отдаем себе отчет в том, что университет за последние семь лет уменьшился в полтора раза. Что это повлекло за собой? Прежде всего сокращение доходов, поскольку в филиалах в основном обучались студенты-договорники. Это также неизбежно привело к сокращению нагрузки наших преподавателей. И из этого тоже надо делать соответствующие выводы.

В новом учебном году мы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы увеличить количество студентов, в первую очередь очной формы обучения.

В январе 2014 года по инициативе университета и по сути на его базе было открыто отделение Российского исторического общества.

Успешно стартовал новый и во многом уникальный проект по работе с талантливыми детьми и их ранней профориентации – «Школа одаренных». В течение года были протестированы несколько тысяч тюменских школьников (5–9-х классов). В результате для обучения в Школе одаренных было отобрано сто наиболее способных ребят. В этом году мы планируем открыть в Школе два новых профиля в рамках гуманитарного направления: филологический и исторический.

В прошедшем году мы укрепили коллегиальные начала в управлении университетом, создав Ассоциацию выпускников ТюмГУ и Комиссию академической чести.

Наконец, совсем недавно, 15 августа, прошло первое заседание существенно обновленного Попечительского совета, возглавить который согласился наш выпускник, врио Губернатора Тюменской области Владимир Владимирович Якушев.

В состав совета вошли представители крупнейших международных, российских и тюменских компаний – Шлюмберже, Фортума, Газпромнефти, УГМК, Хоневелла, Антипинского нефтеперерабатывающего завода, ректор ведущей бизнес-школы России «СКОЛКОВО» А.В. Шаронов.

Меня вдохновляет не столько факт присутствия именитых гостей на мероприятии в университете (хотя это важно), сколько открывающиеся в связи с этим возможности для роста университета. Сможем ли мы ими воспользоваться – зависит от каждого из нас, и в первую очередь я рассчитываю на тех, кто сегодня присутствует в этом зале.

Хочу обратить внимание коллектива, данное заседание совета не рядовое, оно обстоятельно готовилось более полутора лет. Принятые на нем решения – это серьезный кредит доверия университету, большой задел на будущее.

И мы должны оправдать это доверие, максимально реализовать все предоставленные возможности. Университет должен быть источником развития и катализатором изменений в регионе, в идеале стать одним из драйверов экономического роста. От нас ждут не стопку диссертаций, а реальной интеллектуальной поддержки региональных проектов, в том числе их кадрового обеспечения.

К сожалению, нам не удалось выполнить все намеченное в августе прошлого года. Не решена задача информатизации университета, в том числе полностью не внедрен электронный документооборот. Требуют пристального внимания система менеджмента качества образования и кадровая политика. Несмотря на предпринимаемые усилия, надо признать, за прошедший год не удалось существенно продвинуться в решении проблемы «бюрократизации» основных направлений деятельности, повышении эффективности труда, сделать административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал более открытым и отзывчивым.

Такова общая картина наших достижений и потерь. Теперь следует более подробно оценить отдельные направления деятельности университета и сформулировать планы на предстоящий год.

В первую очередь необходимо дать оценку итогам прошедшей приемной кампании.

6.png

Количество выпускников школ на юге Тюменской области в этом году было минимальным за последние три года. Для нашего университета по понятным причинам это имеет определяющее значение – порядка 60 % наших первокурсников с юга Тюменской области.

7.png

В этом году на первый курс очной формы обучения в университет зачислен 2 661 студент, на 37 человек больше, чем в прошлом году (в 2013 – 2624). При этом 2 141 человек зачислен на программы подготовки бакалавров и специалистов, 520 человек - в магистратуру.

В университет поступило семь победителей статусных олимпиад, 13 «стобалльников» (из 27 в Тюменской области).

8.png

Принципиально важно отметить, что количество бюджетных мест, выделенных университету в 2014 году, было значительно больше, чем в прошлом, и это обеспечило нам преимущество в сравнении с другими вузами.

В следующем году мы должны стать еще более привлекательными для абитуриентов, в том числе за счет существенного увеличения количества бюджетных мест. У нас есть все для того, чтобы следующую приемную кампанию провести более успешно. В этой связи прошу обратить внимание на первый номер корпоративного журнала университета. Мы еще обсуждаем итоги кампании 2014 года, а у нас уже готова рекламная продукция принципиально иного качества для предстоящей кампании. Только так, двигаясь на шаг впереди конкурентов, мы сможем достичь тех высоких целей, которые определили для себя.

9.png

Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетные места, составляет 68,5 (в 2013 – 71,21), на договорные – 58,72 (в 2013 - 64,56). Общий балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс в университет, составляет 63,01 (в 2013 – 65).

Самый высокий результат по ЕГЭ из всех поступивших в университет – 285 (из 300 возможных).

10.png

В прошедшем году мы провели Дни открытых дверей в Сургуте, Нижневартовске, Нагяни, Ноябрьске и Новом Уренгое. Результатом активной профориентационной работы в автономных округах стало изменение региональной структуры приема в университет. Если делать сравнение в абсолютных цифрах, то к нам поступило значительно больше выпускников школ из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Второй год подряд на направления «Экономика» и «Юриспруденция» проводился реальный конкурс не только на бюджетные, но и на платные места. В результате на направлении «Экономика» проходной балл установился на уровне 159, а на направлении «Юриспруденция» – 173.

Впервые успешно проведен набор на два новых направления подготовки бакалавров: «Педагогическое образование» (по двум профилям) и «Нанотехнологии и микросистемная техника», а также на специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности». Это позволило привлечь в университет дополнительно 139 человек на первый курс.

Существенно увеличен прием на педагогическое направление: в разные институты зачислено 256 человек.

11.png

Принципиально важно отметить, что впервые за последние три года у нас увеличился прием в магистратуру. К сожалению, при этом сократился удельный вес поступивших к нам выпускников других вузов. Если в прошлом году их было 17 %, то в этом – 14 %.

В августе прошлого года я обращал особое внимание на вопрос привлекательности нашей магистратуры, в том числе называл основные проблемы в этом направлении – содержание учебного материала в магистратуре дублирует содержание программ подготовки бакалавров, преподаватели в основном применяют традиционные методы обучения, магистранты редко вовлекаются в проведение научных исследований и выполнение хоздоговорных тем, содержание многих магистерских программ не соответствует потребностям рынка труда и запросам абитуриентов, недостаточно приглашенных специалистов, в том числе практиков.

К сожалению, в течение года кардинально изменить ситуацию в данном направлении не удалось. Разрыв между потребностями абитуриентов и работодателей и университетом продолжает сохраняться. Среди положительных результатов следует отметить усилия Института государства и права и Финансово-экономического института по обновлению перечня магистерских программ.

В новом учебном году предстоит более обстоятельно заняться решением обозначенных проблем. В этой связи прошу учебно-методическое управление провести социологический опрос магистрантов и работодателей, предложив им оценить по нескольким параметрам качество образования по конкретным магистерским программам и уровень организации учебного процесса. В дополнение к этому необходимо сделать экспертную оценку содержания магистерских программ и провести их кадровый аудит.

Инструментом контроля за работой кафедр и институтов должен стать ежегодный рейтинг магистерских программ, основной вес в котором будут иметь оценки студентов, работодателей и независимых экспертов по нескольким измеряемым количественным критериям.

12.png

Число выпускников нашей гимназии, поступивших в университет, осталось на уровне прошлого года. Мы становимся заложниками высокого качества собственной работы – чем выше уровень подготовки гимназистов, тем больше они стремятся поступить в столичные вузы. Полагаю, что выход из сложившейся ситуации может быть только один: институтам и кафедрам необходимо вовлекать гимназистов в реальные исследовательские проекты. При таком подходе у них будет больше заинтересованности выбрать университет в качестве места получения первого образования.

К сожалению, нам не удалось полностью решить проблему «малокомплектных групп».

13.png

14.png

По итогам приемной кампании ряд институтов и кафедр не справились с поставленной задачей – не смогли сформировать полноценные академические группы. В новом учебном году мы будем учитывать данные результаты при совершенствовании оплаты труда руководителей структурных подразделений. Отсутствие малокомплектных групп будет основанием для установления стимулирующих надбавок директорам институтов.

Уважаемые коллеги!

В первой части своего выступления я с удовлетворением отметил некоторые результаты научно-исследовательской деятельности университета. Теперь остановлюсь на этом направлении более подробно.

В 2013 году в сравнении с 2012 годом нам удалось на 38 млн. рублей увеличить объем научно-исследовательских работ.

15.png

Увеличилось число грантов федеральных фондов: РФФИ – 8 (в 2013 – 2), РГНФ – 6 (в 2013 – 3). Особо следует отметить победу в конкурсе Российского научного фонда научных коллективов под руководством академика РАО В.И. Загвязинского и приглашенного исследователя А.А. Прокина. Ими выиграны гранты на общую сумму 17 млн. рублей, в том числе в 2014 году – 5 млн. рублей.

Число патентов в 2014 году возросло до 21 (в 2013 – 14), за первое полугодие 2014 года зарегистрировано 29 полезных моделей.

16.png

Продолжают расти наукометрические показатели вуза. Число записей в Научной электронной библиотеке «E-library» с мая прошлого года до настоящего времени возросло более чем в 2 раза, с 5166 до 11867. Суммарное число цитирований публикаций сотрудников университета выросло за тот же период в 7 раз – с 1981 до 13712.

17.png

За первую половину текущего года в журналах, реферируемых в базе Web of Science, опубликовано 29 cтатей (в 2013 – 43), в Scopus – 37 статей (в 2013 – 57). К концу текущего календарного года ожидаемые показатели по базе Web of Science - 75 записей, Scopus - 100 записей.

Это результат последовательной и планомерной работы в первую очередь проректора по науке и профильного управления. Благодаря активной работе Андрея Викторовича Толстикова в университет удалось привлечь ряд перспективных исследователей: доктора биологических наук профессора А.А. Хаустова (Никитский ботанический сад, Крым), кандидата биологических наук П.Б. Климова (Университет Мичигана, США), кандидата географических наук С.В. Рассказова (МГУ им. М.В. Ломоносова), кандидата биологических наук С.Г. Ермилова, кандидата географических наук А.А. Юртаева. Новые ученые внесли значительную лепту в расширение научной тематики вуза, в привлечение внешних источников финансирования НИР, повышение публикационных показателей вуза.

18.png

Достаточно привести один пример. В соответствии с Картой Российской науки приглашенный в университет Сергей Ермилов признан самым продуктивным исследователем-зоологом в России. Только за первую половину 2014 года им опубликовано 20 статей и две монографии в базе данных Web of Science. Сергей Ермилов, единственный из биологов региона, вошел вКорпус российских экспертов.

В прошлом году мы подписали договор о сотрудничестве с Новосибирским государственным университетом и Институтом катализа им. Г.К. Борескова СО РАН. И уже есть первые результаты. Старший преподаватель Института физики и химии, кандидат химических наук Андрей Елышев поступил в магистратуру (программа «Катализ и адсорбция»), реализуемую на базе указанных учреждений. Научная работа Андрея будет выполняться в рамках проекта с предприятиями наших попечителей – группы компаний «СИБУР».

В новом учебном году приоритетное внимание будет уделено поддержке молодых ученых, в том числе реализована специальная программа развития академической мобильности – целевого обучения лучших выпускников университета в ведущих российских и зарубежных вузах и научных центрах.

Будут установлены специальные надбавки двух видов: «За вклад в научную репутацию ТюмГУ» и «За публикацию результатов исследований в зарубежных реферируемых журналах». Для поддержки молодых ученых, прежде всего магистрантов и аспирантов, предлагается установить именные стипендии ректора. Уже подготовлены документы для реализации проекта по развитию постдокторантуры.

Уважаемые коллеги!

Меня беспокоит, что внутри университета не хватает полноценного диалога по тем проблемам, которые действительно волнуют наш коллектив. Ситуация во время и после проведения аккредитации в вузе наглядно показала, что ряд наших коллег здоровой дискуссии внутри вуза предпочитают анонимную критику в средствах массовой информации, кулуарные разговоры, обильно сдобренные личными, зачастую ошибочными суждениями. Все это неизбежно транслируется во внешней среде и, безусловно, влечет за собой репутационные риски.

Отчасти такая ситуация обусловлено тем, что у нас не в полной мере сформирована традиция и условия для ведения такого диалога. В ближайшее время мы запустим новый сайт, который можно будет использовать для регулярного обмена мнениями. Газете «Университет и регион» следует больше публиковать проблемных материалов о жизни университета, интересных читателям. Поменьше фотографий, поздравлений и исторических экскурсов, больше обсуждения перспективных планов и текущих проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники.

Однако этого мало. Проректорам и директорам институтов, начальникам управлений и отделов необходимо чаще общаться со студентами и рядовыми сотрудниками. Нам всем надо не просто слушать, а слышать голос студентов, заведующих кафедрами, рядовых преподавателей, сотрудников и что не менее важно – друг друга.

У университета есть свои особые ценности. Первая среди них – уважение, уважение к личности студента и преподавателя. Именно они являются главными фигурами в университете. К каждому студенту и преподавателю мы обязаны относиться не как к экономической категории, а как к «вселенной», которая на первый взгляд не очень понятна из наших кабинетов, но должна быть нами понята. Эту простую истину надлежит считать императивом.

В университете происходит много событий, есть серьезные достижения, но информация о них, я в этом неоднократно убеждался, не доходит до студентов и сотрудников.

Каждому из нас надо ежедневно получать обратную связь, регулярно рассказывать коллегам о том, что сделано и что планируется предпринять для развития конкретного института или кафедры, какие решения приняты и что положено в их основу. Надо не прятаться за спину руководства, а объяснять, почему в некоторых случаях следует делать именно то, чего требуют интересы университета, а не отдельных групп влияния.

Уважаемые коллеги!

В течение года мы неоднократно обсуждали проблему успеваемости студентов.

К сожалению, в этом направлении нам также не удалось серьезно продвинуться вперед. В первую очередь меня беспокоит высокий процент отчислений студентов очной формы обучения за академическую неуспеваемость, особенно в магистратуре.

19.png

По итогам прошлого года из магистратуры отчислены 31 % студентов в Институте наук о Земле, 24 % – в Институте биологии, 19 % – в Институте математики и компьютерных наук, 16% – в Институте физики и химии. При этом в целом по университету с магистерских программ за академическую неуспеваемость было отчислено 11 % студентов. Эти же институты «лидируют» по отчислению студентов, обучающихся в бакалавриате и специалитете (Институт математики и компьютерных наук – 19%, Институт биологии – 16 %, Институт физики и химии, Институт наук о Земле – по 13 %).

В числе основных причин сложившейся ситуации преподаватели, как правило, указывают на низкий уровень знаний выпускников школ и отсутствие у многих из них мотивации к получению профессионального образования. С этим можно согласиться, но лишь отчасти, поскольку есть и другие не менее значимые причины: отказ от использования современных технологий образования, необоснованно завышенные требования, нежелание и неумение заинтересовать студентов предметом, низкий уровень квалификации отдельных преподавателей и пренебрежительное отношение к студентам. Содержание учебных планов формируется преподавателями, которые, зачастую не участвуют в решении актуальных практических проблем, не занимаются экспертной деятельностью. Можно ли научить студентов тому, во что сам не включен? Безусловно, нет.

Повышение качества образования посредством массовых отчислений за академическую неуспеваемость – это самый простой, но, очевидно, не самый эффективный путь решения проблемы. Поручаю учебно-методическому управлению совместно с руководством институтов внимательно проанализировать качество учебно-методической работы тех кафедр и преподавателей, по дисциплинам которых больше всего отчисляется студентов. В предстоящем году необходимо реализовать комплекс мер, направленных на повышение качества образования.

Одной из таких мер должно стать внедрение в университете и филиалах системы контроля использования в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов неправомерных заимствований (системы «Антиплагиат»). Необходимо в срок до 1 ноября изучить опыт ведущих вузов России, разработать соответствующие локальные нормативные акты, закупить и внедрить в университете данную систему. Координацию деятельности по этому направлению поручаю осуществлять первому проректору Валерию Васильевичу Дубицкому.

На прошедшем заседании Ученого совета мы приняли решение о ликвидации Института дополнительного профессионального образования и закреплении соответствующих программ за профильными институтами. Уверен, мы приняли своевременное и правильное решение. Переход к децентрализованной модели развития дополнительного профессионального образования в университете должен стимулировать институты и кафедры к расширению спектра программ и увеличению количества преподавателей, задействованных в их реализации. Директора институтов и заведующие кафедрами в зависимости от достигнутых результатов по этому направлению будут получать специальные надбавки к заработной плате.

Уважаемые коллеги!

Важнейшим приоритетом деятельности университета является подготовка кадров для региона. В настоящее время в Тюменской области, впрочем как и в целом в стране, существует объективный запрос прежде всего на инженерно-технические кадры высокой квалификации.

20.png

По экспертным оценкам наиболее дефицитной категорией сотрудников является производственно-технический персонал: доля компаний, где наблюдается нехватка таких работников, составляет 50 %. С инженерно-техническими кадрами дела обстоят немногим лучше, чем с рабочими: о дефиците инженеров заявляет почти треть опрошенных компаний.

Вы знаете, что Тюменская область занимает лидирующие позиции среди российских регионов в привлечении инвестиций, в создании благоприятного инвестиционного климата. Для сохранения и упрочения лидирующих позиций области и работающим в ней компаниям нужны специалисты, подготовленные по международным стандартам.

В этой связи предлагается при поддержке Попечительского совета создать в университетеПолитехническую школу.

21.png

Почему именно классический университет выходит с такой инициативой? На мой взгляд, в этом нет ничего удивительного, если внимательно проанализировать текущую ситуацию.

22.png

Во-первых, в регионе стремительно растет число новых производств, инженерные кадры для которых по международным стандартам не готовит ни один из региональных вузов.

Во-вторых, Тюменская область – нефтегазовый регион, и поэтому даже классический университет в таком регионе готовит кадры для нефтегазовых и нефтесервисных компаний.

Традиционные месторождения нефти и газа истощились, поэтому добывающие компании вынуждены переходить к все более сложным месторождениям, в том числе шельфовым и глубоководным. С каждым годом возрастает число нестандартных ситуаций при освоении сложных месторождений углеводородного сырья, которые требуют от специалистов качественно нового уровня подготовки, основанного на фундаментальных знаниях.

И здесь у нас есть существенное преимущество: университет имеет лучший в регионе опыт подготовки кадров в фундаментальных областях знаний – физике, математике, химии, биологии. Образование по этим направлениям в университете все еще дается в лучших традициях советской школы.

В-третьих, в отличие от ведущих инженерных вузов, расположенных, как правило, в европейской части России, наш университет способен максимально приблизить профессиональное образование к реальному производству в регионе.

В-четвертых, университет имеет уникальное научное оборудование, которое можно успешно использовать в деятельности Политехнической школы.

В-пятых, мы уже имеем успешный опыт внедрения инноваций на производстве. В частности, совместно с заводом «Нефтемаш» группы компаний ГМС мы успешно выполняем проект по созданию высокотехнологичного производства измерительных установок. Уже сегодня в нем задействовано 30 студентов физиков и математиков и 10 аспирантов.

23.png

Наконец, еще один аргумент. Мы готовы привлечь к проекту статусных международных партнеров и, в том числе при вашем участии, сформировать квалифицированный преподавательский состав Школы.

На первом этапе по заказам попечителей планируется реализовать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в последующем – прикладного бакалавриата и практико-ориентированной магистратуры.

Перечень перечисленных перспективных, на наш взгляд, направлений обучения в Политехнической школе, хочу особо отметить, формировался на основе предложений попечителей, а также с учетом уже реализуемых в регионе крупных инвестиционных проектов.

24.png

Изучение опыта ведущих российских и зарубежных вузов показывает, что в мире существует современный стандарт инженерного образования. Речь идет о всемирной инициативе CDIO – это комплексный проектно-ориентированный подход к организации обучения инженеров, включающий набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей.

25.png

На сегодняшний день по этим стандартам готовят инженеров более 100 вузов в 30 странах мира, в том числе в России – знаменитый Московский физико-технической институт, Томский политехнический университет, Сколковский институт науки и технологий. Надо и нам присоединяться к этой инициативе.

26.png

Учебный процесс в Политехнической школе должен быть неразрывно связан с проектной деятельностью и научными исследованиями. Обучение в таких условиях позволяет научить студентов брать ответственность за результат.

Единицей обучения в Школе будет не студент, а проектная команда. Итогом обучения должен стать реальный проект конкретной команды, защищать который надо перед заказчиком.

Уважаемые коллеги!

Скептиков у этой идеи конечно много. К сожалению, немало их и в этом зале. Но лишь это придает дополнительные силы. И вот почему. Мы живем в интересное время. Одна эпоха высшего образования уже умерла, другая еще не народилась. Выжить в эпоху перемен можно лишь адаптируясь к изменениям. Нельзя не меняться. Надо идти вперед. Рисковать, не бояться, доверять друг другу!

В контексте рассмотрения данного проекта, с учетом результатов приемной кампании и прошедшего заседания Попечительского совета, считаю необходимым вынести на обсуждение Ученого совета инициативу коллектива химиков университета о создании самостоятельного института.

Я долгое время не поддерживал эту инициативу, но, мне кажется, к настоящему времени ситуация изменилась. В числе наших попечителей – ряд крупных компаний, объективно заинтересованных в развитии химического образования в регионе. В их числе прежде всего СИБУР, Антипинский нефтеперерабатывающий завод, Хоневелл, группа компаний ГМС, Тюменский институт нефти и газа. Наиболее оптимальный вариант развития отношений с ними – наличие в структуре университета профильного института. В своем становлении институт уже может опираться на сотрудничество со Страсбургским университетом, Новосибирским государственным университетом, Институтом катализа СО РАН, Московским государственным университетом тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова.

Создание института химии позволит придать импульс развитию новых перспективных направлений научных исследований, таких, например, как «Нефтехимия, газохимия и катализ», «Разработка методов максимального повышения нефтеотдачи и освоения трудноизвлекаемых запасов нефти и газа».

Безусловно, для развития этих направлений потребуется концентрация интеллектуальных и организационных ресурсов университета, немалые финансовые вливания, связанные с созданием новой кафедры (и возможно не одной), научных лабораторий и подготовкой кадров. Но это движение вперед, адекватный ответ на вызовы времени.

Сегодня я поддерживаю инициативу химиков и прошу Вас оказать доверие нашим коллегам.

Важнейшим направлением деятельности университета является развитие международных связей.

27.png

В прошлом году университет активизировал участие в Ассоциации арктических университетов, вошел в число учредителей сетевого университета БРИКС. Успешно реализуются три образовательных проекта по грантам программы «Темпус», выполняется научный проект «САША». Впервые мы получили максимальную для вузов квоту бюджетных мест для иностранных студентов – 30. В результате возросло число иностранных студентов, зачисленных к нам по направлению Минобрнауки России.

28.png

Однако общее количество иностранных студентов в университете за последние пять лет значительно сократилось. Особенно меня беспокоит сокращение количества студентов очной формы обучения. Надо задать себе вопрос: почему это произошло? Ведь мы в последнее время организационно и кадрово укрепили международное направление деятельности университета. Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых, у нас ничтожно мало курсов на иностранных языках и лишь три программы двойных дипломов. Во-вторых, у нас не созданы комфортные условия для пребывания иностранных студентов. В-третьих, мы часто неправильно определяем цели наших зарубежных командировок. Заключение договора и проведение переговоров – это не цель, а средство привлечения студентов и повышения научной результативности университета. Прошу исходить из этого всякий раз, когда готовится представление на очередную зарубежную командировку. В-четвертых, у нас недостаточно преподавателей с хорошим уровнем иноязычной подготовки. И, наконец, в-пятых, выбор иностранных партнеров осуществляется не целенаправленно, а случайным образом. С кем познакомились благодаря воле случая, с теми и пытаемся развивать отношения, зачастую не задумываясь о целесообразности такого сотрудничества.

На решении пяти обозначенных проблем надо в первую очередь сконцентрироваться в новом учебном году. Приоритетным направлением международного сотрудничества должна стать более тесная интеграция с французскими, немецкими и скандинавскими университетами, занимающими лидирующие позиции в международных рейтингах. При этом надо вывести на новый уровень сотрудничество с нашими партнерами из СНГ. Это отдельная, принципиально важная задача в первую очередь для Института дистанционного образования.

Многотысячный коллектив студентов и сотрудников университета живет не только полноценной профессиональной жизнью, но и активно реализует себя в спорте, искусстве, творчестве, в культурных проектах, в различных формах корпоративного общения.

Прошлый год запомнился нам целым рядом громких спортивных побед студентов университета.

Студент Института физической культуры Евгений Гараничев стал бронзовым призером зимних Олимпийских Игр в Сочи.

В конце марта команда нашего университета стала победителем III Всероссийской зимней Универсиады! Большой вклад в эту победу внесли лыжники, биатлонисты и хоккеисты, ставшие сильнейшими в своих видах спорта.

На проходившем недавно в Тюмени (19-24 августа) Чемпионате мира среди молодежи по летнему биатлону Кристина Ильченко выиграла две золотые и одну серебряную медали.

Николай Переверзев и Иван Милованов в составе сборной команды России в феврале этого года в Бельгии стали серебряными призерами чемпионата Европы по мини-футболу.

Сергей Шубенков на чемпионате Европы по легкой атлетике на дистанции 110 метров с барьерами завоевал звание чемпиона.

Следует особо отметить, что в конкурсе программ развития деятельности студенческих объединений, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации, университет в очередной раз признан победителем. Сумма государственной субсидии, выделенной на развитие студенческих объединений вуза, составляет 12 млн. рублей.

Пять творческих коллективов университета стали лауреатами и призерами Российской студенческой весны.

Второй год подряд общежитие ТюмГУ № 5, расположенное на ул. Красина, занимает первое место в областном конкурсе студенческих общежитий «Тюменский кампус».

Благодаря совместным усилиям отдела по внеучебной работе и объединенного совета обучающихся университета, проведен Слет лучших академических групп вузов, в котором приняли участие 15 вузов УрФО (217 человек).

Благодарю за внимание!

Рубрики
Поделиться
Декабрь 2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

рубрики новостей

Показать / скрыть все рубрики