• Переключить сайт на версию для слабовидящих
    • English
    • Chinese
Основными формами работы тьюторов со студентами являются индивидуальные консультации и групповые тьюториалы, которые стоят в расписании наряду с учебными занятиями


Пример программы тьюториалов на 2018-2019 учебный год:



Я-Концепция: ценности и цели

(декабрь)

Ключевые понятия и смыслы: Я-концепция, идентичность, ценности, цели.
Инструменты: аутогенное упражнение «Метафорическая визуализация», арт-терапевтический метод «проективный рисунок», анализ образов «пирамидой логических уровней Бейтсона», Паттерн творческого мышления Уолта Диснея, групповая дискуссия. 
Содержание: занятие начинается с аутогенного упражнения «Метафорическая визуализация», которое позволяет актуализировать внутриличностные ресурсы и непроявленные в сознании мотивы деятельности. Проективный рисунок позволяет объективировать актуальное эмоциональное переживание. Логические уровни структурирует полученный опыт и «собирает» идентичность субъекта. На этом этапе студент может ставить наиболее субъективно значимые цели и осознавать мотивы выбора такого варианта приоритетов. Для закрепления результата занятия поставленные цели студент проверяет на значимость, конкретизирует и переводит в план действий, заявляя на обсуждение в группы, в которой дискуссия строго структурирована введёнными групповыми ролями (согласно паттерну креативного мышления).
Результат: студент объективизирует собственную идентичность и осознает ценности, которыми руководствуется при совершении выбора и постановки целей.


Стратегия совершения выбора

(ноябрь)
  Ключевые понятия и смыслы: выбор, личность, совершение поступка, взвешивание альтернатив, творческое решение.
Инструменты: лекция, групповая дискуссия, презентация – публичное выступление.
Содержание: занятие начинается с актуализации студентом опыта совершения выбора, взвешивания альтернатив, и запуска у него поисковой активности на значимые субъективные критерии имплицитной стратегии. На следующем этапе происходит освоение новой когнитивной схемы (используется классификация поступков Е. Л. Доценко). Импликация схемы с опытом происходит через генерацию метафорической истории, которую создает студент, и защищает перед группой, апробируя ее как инструмент рефлексии.
Результат: студент освоил систему категорий типов поступка (по Е. Л. Доценко) как инструмент рефлексии собственной стратегии совершения выбора.


    Эффективное отношение к проблемным зонам

(октябрь)
  Ключевые понятия и смыслы: проблема, стресс-менеджмент, личностные ресурсы, субъектность, ответственность.
Инструменты: групповая дискуссия, технология стресс-менеджмента «шкалирование», мозговой штурм.
Содержание: студенты делятся в группе возникающими за время обучения проблемами. Техника шкалирования позволяет снизить эмоциональное напряжение и запустить процесс объективации (по Узнадзе). Удерживая освоенную личностную позицию, студенты в режиме мозгового штурма генерируют новые творческие решения заявленных задач.
Результат: студент снимает эмоциональное напряжение, возникающее в адаптационный период; умеет занимать эффективную позицию (основанную на интернальном локусе контроля) по отношению к возникающим условиям обучения; генерировать творческие решения учебных задач.


Ориентация в сервисах

(сентябрь)
  Ключевые понятия и смыслы: владение корпоративной почтой, порталом «Vmeste», сайтом ТюмГУ, системой «Modeus».
Инструменты: лекция, обратная связь через сервис «Kahoot».
Содержание: с помощью сервиса сбора обратной связи и обработки статистики «Kahoot» тьютор выявляет в студенческой группе наиболее проблемные зоны, которые проявились в период ориентационной недели. Далее тьютор пошагово демонстрирует использование сервисов, которые необходимы студентам.
Результат: статистические данные по обратной связи студентов о ориентации в сервисах и службах университета; студент умеет пользоваться корпоративной почтой, ориентируется в портале «Vmeste» и сайте ТюмГУ, умеет получать информацию о своем расписании в системе «Modeus», знает контакты служб поддержки.


     
Знакомство с тьютором

(сентябрь)
  Ключевые понятия и смыслы: первичный контакт, закрепление формы работы.
Инструменты: беседа, мозговой штурм, групповая дискуссия.
Содержание: тьютор знакомится со студентами, информирует о способах взаимодействия и формах работы в рамках тьюторского сопровождения. Далее группа в формате мозгового штурма генерирует риски и достоинства проявления индивидуальности субъектом. В групповой дискуссии выбранные мотивы структурируются в различные стратегии построения индивидуальной траектории обучения, что позволяет студенту соотнести их с собственными ценностями, отрефлексировать потенциальные риски и возможности каждой стратегии, и предсказать, в каком случае тьютор будет полезен именно в конкретном случае студента.
Результат: студент понимает логику тьюторского сопровождения, имеет контакт своего тьютора.