Ученые Школы естественных наук ТюмГУ исследовали ИОТ

Географы, химик и биолог Школы естественных наук ТюмГУ проанализировали изменения форм передачи естественно-научного знания в условиях реализации индивидуальных образовательных траекторий в высшем образовании
Ученые Школы естественных наук ТюмГУ исследовали ИОТ
Ученые Школы естественных наук ТюмГУ исследовали ИОТ

В Российской Федерации, как и во всем мире, активно идет процесс трансформации образования с акцентом на процессы индивидуализации. В целом индивидуализация образования направлена на развитие субъектности студентов, их более высокой мотивации и осознанной профессионализации.

В условиях реализации индивидуальных образовательных территорий (ИОТ) меняется передача естественно-научного знания. Это обусловлено необходимостью обеспечения минимального уровня естественно-научной грамотности студентов университета.

Кроме того, передача естественно-научного знания может внести существенный вклад в формирование «мягких» навыков, тем самым обеспечивая большую адаптивность, гибкость и устойчивость будущего специалиста.

Статья «Естественно-научное образование в университетском блоке ядерных дисциплин» ученых ШЕН Дмитрия Кырова, Натальи Нестеровой, Ольги Притужаловой и Лилии Черемных вышла в журнале «Образование и наука».

Концепция преподавания естественно-научного знания в университетской ядерной программе ТюмГУ на протяжении 2017–2022 гг. претерпевала существенные трансформации. Внедрение соответствующей дисциплины проводилось итерационно: после каждого года реализации дисциплины проводился анализ, направленный на повышение эффективности дисциплины.

От концепции передачи знаний в первый год реализации (название дисциплины «Естественно-научная картина мира») ученые перешли к представлению современных научных подходов и ставке на развитие критического мышления (второй – пятый годы реализации, название дисциплины «Принципы естественно-научного познания»), подключению рассмотрения фронтиров науки (с третьего года реализации).

В ходе исследования ученым ШЕН удалось выявить сложности разработки содержания дисциплины, трудности организационного характера, возникающие при внедрении обязательной естественно-научной дисциплины ядерной программы в классическом университете. Определены формы проведения занятий и контроля, подходящие для совместного обучения студентов естественно-научных и гуманитарных направлений обучения. Подобраны методы преподавания естественно-научной дисциплины, позволяющие интегрировать «мягкие» навыки в образовательный процесс.

В качестве одного из основных результатов обучения можно фиксировать прирост цифровых компетенций студентов и преподавателей в плане использования совместно редактируемых облачных файлов, ресурсов для проведения онлайн-обсуждений и тестирования, а также включение студентов в совместные междисциплинарные проекты и развитие коммуникативных практик.

По результатам анкетирования студентов удалось выявить заинтересованность студентов в дисциплине ПЕП («расширение кругозора», «новые друзья и знакомства», «критический взгляд на мир»).

Студентами были одобрены такие формы проведения занятий, как дискуссии и дебаты, игры, групповые презентации, бинарные семинары и симуляции.

Учеными создан инновационный курс, позволяющий студентам в рамках индивидуальных траекторий увидеть потенциал современных естественных наук и включиться в совместные междисциплинарные проекты.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню