Правовое регулирование в ЕАЭС изучила правовед ТюмГУ

Ученый ТюмГУ проанализировала развитие правового регулирования отношений, связанных с внедрением информационных технологий в системах социальной защиты государств — членов Евразийского экономического союза.

Правовое регулирование в ЕАЭС изучила правовед ТюмГУ
Правовое регулирование в ЕАЭС изучила правовед ТюмГУ

Внедрение цифровых технологий и формирование цифровой инфраструктуры определены в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в числе основных задач формирования ЕАЭС как «территории инноваций».

Ускоренный переход экономик государств ЕАЭС на новый технологический уклад оказывает влияние на развитие трудовых ресурсов. Обеспечение свободного передвижения трудящихся в рамках ЕАЭС, содействие трудоустройству и занятости, создание благоприятных условий пребывания трудящихся и членов их семей в государстве трудоустройства отнесены к стратегическим направлениям евразийской интеграции.

В связи с этим использование цифровых технологий в сферах государственного управления должно способствовать обеспечению упрощенного доступа граждан ЕАЭС к межгосударственным информационным ресурсам и цифровым услугам.

Реализованный в рамках цифровой повестки проект «Унифицированная система поиска "Работа без границ"» – пример интеграционного сотрудничества государств ЕАЭС в области занятости и трудоустройства. В числе ориентиров — создание сервисов цифровой экосистемы для обеспечения трудоустройства и занятости граждан ЕАЭС «Евразийская электронная биржа труда».

Интегрированная информационная система ЕАЭС обеспечивает реализацию общих процессов пенсионного обеспечения в связи с вступлением в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза.

В частности, с ее помощью осуществляется обмен юридически значимыми электронными документами и сведениями между компетентными органами для установления и выплаты пенсий.

Между тем, несмотря на происходящие процессы информационной интеграции и расширения практики использования информационных технологий, формирования общих информационных ресурсов ЕАЭС в сфере социальной защиты не предусматривается.

В каждом государстве — члене ЕЭАС осуществляется формирование и ведение национальных информационных ресурсов.

В связи с этим, учитывая важность дальнейшего развития межгосударственного информационного взаимодействия, представляется актуальным проанализировать складывающиеся практики применения информационных технологий государствами ЕАЭС в системах социальной защиты.

Статья «Цифровая трансформация систем социальной защиты в государствах – членах Евразийского экономического союза» правоведа ИГиП ТюмГУ Татьяны Анбрехт вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования».

Проанализировав сложившуюся на сегодня ситуацию, правовед сделала вывод, что цифровые технологии, реализуемые в системах социальной защиты государств — членов ЕАЭС, не только открывают новые возможности, но и могут стать вызовами, обусловливая необходимость осуществления дальнейших преобразований.

Так, во всех без исключения государствах — членах Союза прослеживается тенденция использования единых информационных цифровых платформ, позволяющих гражданам получать информацию об основаниях, условиях, формах предоставления мер социальной защиты (Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере в Российской Федерации; Цифровая платформа, на которой представлены государственные социальные услуги, в Республике Армении; Цифровая платформа социально-трудовой сферы, создание которой планируется осуществить до 2025 г. в Республике Беларусь; Портал социальных услуг в Республике Казахстан; Государственный портал электронных услуг «Тундук» в Кыргызской Республике).

Использование цифровых платформ позволяет в государствах — членах Союза осуществить переход к проактивному и адресному предоставлению мер социальной защиты гражданам (проект «Социальное казначейство» в Российской Федерации; Единая социальная служба в Республике Армении; «Единый регистр граждан, имеющих льготы, право на государственную и иные виды поддержки» в Республике Беларусь; «Цифровая карта семьи» в Республике Казахстан; «Корпоративная информационная система социальной помощи» в Кыргызской Республике).

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню