Один из ключевых вопросов международной научной повестки – поиск решений для трансформации образования взрослых, преодоления нарастающего дефицита навыков и компетенций взрослого населения, необходимых для перехода к экономике нового технологического уклада.
Как в мире, так и в России наблюдаются значительное расширение рынка образования, стремительное увеличение разнообразия акторов, провайдеров образовательных услуг (бизнес-школы, платформы массовых онлайн-курсов, школы интернет-профессий и др.).
Это свидетельствует о расширении образовательного пространства, изменениях ландшафта образования взрослых, в том числе формировании образовательных экосистем.
Национальная система формального образования не справляется с новыми запросами общества и рынка труда, увеличиваются сегменты неформального, спонтанного и корпоративного обучения.
В связи с этим возникает вопрос: как исследовать новые явления и процессы в образовании взрослых, динамические трансформации рынка образовательных услуг для экономики?
Проблему обостряет дефицит терминологического языка описания и отсутствие междисциплинарного тезауруса для исследования меняющегося образовательного ландшафта и концептуального осмысления образования.
Статья «Экосистема образования взрослых: конструирование терминологического поля и междисциплинарного тезауруса» ученых ТюмГУ Михаила Семенова, Марины Кичеровй и Ирины Трифоновой вышла в журнале «Образование и наука».
Изучив вопрос, исследователи пришли к выводу, что понятийно-терминологическое поле экосистемы образования взрослых формируется на стыке четырех дисциплинарных областей (образование, экология, экономика, цифровые технологии).
Разработанный тезаурус – база для теоретического объяснения новых явлений и процессов в сфере образования взрослых, даёт возможность проведения сравнительного анализа традиционной системы образования взрослых с её экосистемным форматом.
Экосистема образования взрослых – открытое многомерное саморегулируемое образовательное пространство, где возможна интеграция разных видов образования (формального, неформального, корпоративного обучения) за счет современных цифровых решений.
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23- 78-10085, https://rscf.ru/project/23-78-10085/
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ