Ученый ТюмГУ рассказала о практико-ориентированном обучении

Ученый Финансово-экономического института ТюмГУ рассказал о применении педагогических приемов в разных дисциплинах, что позволяет оптимизировать практическую подготовку обучающегося.
Ученый ТюмГУ рассказала о практико-ориентированном обучении
Ученый ТюмГУ рассказала о практико-ориентированном обучении

Специальность «Экономическая безопасность» на протяжении уже десяти лет привлекает внимание абитуриентов своей относительной новизной, перспективностью, востребованностью, универсальностью, прикладным характером.

Однако для преподавателей профильных дисциплин «новизна» специальности нередко – сложность в подготовке к занятиям, ведь нужно и самому быть уверенным, и доказать студентам, что полученные теоретические знания пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Освоить «прикладной характер» будущей профессии часто позволяют часы блока «Практика» учебной программы, однако в последнее время все труднее направить обучающихся на практику в профильные организации.

Поэтому сегодня образовательной организации предоставлено право осуществлять практическую подготовку обучающихся непосредственно по месту их обучения и в различных формах (учебные предметы, курсы, дисциплины, практики).

В создавшихся условиях реализация практической подготовки достигается в большей степени через основные, профильные дисциплины, а значит, необходимо так их преподавать, чтобы студент понимал, что полученные им знания и умения практико-ориентированы.

Однако, положительный эффект от использования практико-ориентированного обучения достигнут не будет, если студент не соотнесет знания и умения, полученные во время обучения по дисциплине, с необходимыми профессиональными знаниями и умениями.

Статья «Педагогические приемы в практико-ориентированном обучении студентов специальности «Экономическая безопасность» ученого Финансово-экономического института ТюмГУ Натальи Зылёвой вышла в «Вестнике Томского государственного университета».

Для получения эмпирических данных был составлен опросный лист для сбора информации о восприятии студентами их обучения как практико-ориентированного. Анализ показал, что большинство студентов не воспринимали информацию части дисциплин как практико-ориентированную, поскольку преподаватели не сделали на этом акцент, а сами учащиеся не знакомы с трудовыми функциями по своей будущей профессии.

Необходимость исправить эту ситуацию и побудила желание разработать педагогические приемы, направленные на организацию практико-ориентированного обучения.

Изучению сущности категории «педагогический прием» и вопросам применения педагогических приемов в высшем образовании автор уделил внимание в своих исследованиях и придерживается мнения, что педагогический прием – это то, что «педагогом осмыслено и выстроено в контексте педагогической деятельности и что обеспечивает завершенность какого-либо замысла в учебном процессе».

По мнению автора статьи, сущность педагогического приема удобнее воспринимать, если прием имеет условное название. Так, в практико-ориентированном обучении могут быть применимы несколько предложенных педагогических приемов – «правил»: «Настаивайте на выполнении», «Только так, а не иначе», «Сделайте обратную связь обычным явлением», «Опишите решение, а не проблему», «Повышайте взаимную ответственность», «Стандартизируйте ошибки».

Подводя итог, автор отмечает, что на преподавателе, настроенном на практико-ориентированное обучение, лежит большая ответственность за развитие профессиональных компетенций, которое не будет возможным, если студент не уверен в полезности получаемых знаний для будущей профессии.

Предложенные в данном исследовании педагогические приемы «Докажите значимость», «От обратного», «Запланированная ошибка», «Законно ли» могут помочь заинтересовать обучающихся и доказать значимость теоретической подготовки к практической профессиональной деятельности будущего специалиста.

Примеры подготовки учебного материала, представленные в статье, могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в практической деятельности при организации занятий учебного плана специальности «Экономическая безопасность», при этом не только в части дисциплины «Бухгалтерский учет», но и других основных дисциплин образовательной программы.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Рубрики:
Меню