Экономисты ТюмГУ сделали расчеты для господдержки малого предпринимательства
Экономисты Финансово-экономического института ТюмГУ описали новый подход к определению оптимального размера государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства.
Одна из распространенных проблем в функционировании компаний – нехватка финансовых ресурсов для их дальнейшего развития. Предприниматели стремятся минимизировать операционные расходы и прибегают к налоговому планированию и оптимизации расходов для преодоления этого препятствия.
Альтернативный вариант – получение финансовой поддержки от государства.
Определение оптимального предельного размера государственной финансовой поддержки и его влияния на основные показатели деятельности компании – сложная задача. Во-первых, расходная часть консолидированного государственного бюджета не должна необоснованно увеличиваться за счет предоставления государственной финансовой поддержки. Во-вторых, необходимо оценить экономический эффект от этой поддержки. Распределение финансовых ресурсов должно быть сбалансированным.
Статья «Моделирование комплексной государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» экономистов Кристины Захаровой, Данила Муравьева и Эгине Карагулян вышла в журнале «Экономика».
В исследовании построена математическая модель простой двухсекторной экономики (частной закрытой экономики) в однопродуктовом приближении для случаев отсутствия государственной финансовой поддержки хозяйствующих субъектов и для случаев, когда она предоставляется.
Показано, что государственная финансовая поддержка может предоставляться по трем направлениям: неоплаченные расходы, поддержка работников и инвестиции в оборотные активы.
В случае нерешенных проблем или поддержки работников для стимулирования спроса на качественные изменения экономической структуры общества требуются значительные вливания финансовых ресурсов, которые не идут ни в какое сравнение с экономической природой финансовой поддержки.
С другой стороны, при предоставлении поддержки в виде инвестиций в оборотные средства можно определить такие интервалы размеров государственной поддержки, в пределах которых достигается так называемое высокопродуктивное состояние. Сбережения работников и цены на товары (услуги) снижаются; на качественном уровне благосостояние населения улучшается. С другой стороны, это означает, что производится больше. И наоборот, существует уровень поддержки, за пределами которого экономика выходит из высокопродуктивного состояния: начинается инфляция цен, обогащаются владельцы бизнеса, наблюдается нецелесообразное расширение бюджетных расходов.
Теоретический, вероятностный и статистический подходы к ее оценке подтверждают адекватность представленной модели. Построенная математическая модель имеет также ряд конкурентных прикладных преимуществ. Модель может быть использована для обоснования целесообразности и эффективности применения мер поддержки для различных направлений деятельности хозяйствующих субъектов. Предложенная математическая модель позволяет выявить отрасли, где указанные меры поддержки будут наиболее эффективны, а где они не дадут результата.
Результаты исследования позволяют сформулировать ряд рекомендаций как для органов государственной власти, так и для предпринимателей. Оптимальный размер государственной финансовой поддержки для конкретного получателя может быть определен путем математического моделирования поддержки предпринимателей. Это позволяет в полной мере реализовать принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств как принципы построения бюджетной системы государства.
Исследователи не утверждают, что использование математической модели государственной финансовой поддержки должно заменить проверку ее эффективности. Кроме того, внедрение разработанной математической модели не должно отменять предварительную оценку субъектов хозяйствования на право получения этой поддержки. Если в стране существуют высокие институциональные барьеры для получения государственной финансовой поддержки, то никакая модель расчета размера поддержки субъектов хозяйствования не будет работать и способствовать обеспечению мультипликативного эффекта.
Ученые подчеркивают необходимость интеграции представленной математической модели в государственную интеллектуальную информационную систему. В этом случае предприятие может легко рассчитать доступный размер государственной финансовой поддержки после ввода входных данных из финансовой и управленческой отчетности.
Модификацией и усложнением интеллектуальной информационной системы может стать также интеграция в нее алгоритмов машинного обучения. Эти алгоритмы позволяют формировать управленческие рекомендации для каждого конкретного субъекта хозяйствования для увеличения возможного объема поддержки, которую он может получить. В целом прозрачность экономической политики и доверие к ней можно повысить за счет использования единой методики расчета объема поддержки для всех организаций.
В результате модель позволяет определить оптимальный предельный размер поддержки субъектов предпринимательства, выявить эффективность мер, которые применялись в прошлом, и возможность их использования в будущем (в случае прогноза входных параметров).
Таким образом, предложенный алгоритм представляет собой новый подход к расчету оптимального предельного размера государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства. Принципы подхода – практическая реализуемость, учет факторов внешней и внутренней среды, универсальность и прозрачность.
Полученные в ходе исследования результаты носят двунаправленный характер. Во-первых, они могут быть использованы органами государственной власти при разработке методик расчета оптимального предельного размера государственной финансовой поддержки и их последующей реализации в интеллектуальных цифровых информационных платформах поддержки предпринимателей.
Во-вторых, при определении максимально оптимального предельного размера государственной финансовой поддержки результаты математического моделирования также могут быть использованы предпринимателями. На основании сделанных выводов можно сформулировать соответствующие организационно-управленческие рекомендации по механизму оптимального распределения этой поддержки в стране в условиях нестабильной внешней среды.
Исследование финансировалось Российским научным фондом, грант № 23-28-01690
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ